«Золотая маска» объявила список номинантов
Экспертный совет национальной театральной премии «Золотая маска» объявил список номинантов, из которых жюри весной 2013 года выберет лауреатов. С учетом невыразительности прошлого московского сезона не удивляет значительное количество провинциальных спектаклей. Причем не «котов в мешке», как это часто бывало, а уже известных в театральном мире спектаклей, многие из которых успели показаться в Москве и будут претендовать отнюдь не на поощрительные премии.
В афишу только что закончившегося «Сезона Станиславского» попали постановка ибсеновской «Гедды Габлер» Камы Гинкаса в Александринском театре (лучший спектакль режиссера последних лет) и спектакль Евгения Марчелли «Без названия» по ранней пьесе Чехова с харизматичным Виталием Кищенко в роли Платонова. Их успех на престижном фестивале обещает и полные залы на «масочных» показах.
Провокационный «Лир» режиссера Константина Богомолова и вовсе в ТЦ «На Страстном» приезжал из Питера не один раз — что называется, «по заявкам зрителей». Спектакли молодого режиссера Дмитрия Волкострелова были показаны и на «Новой драме», и на «Золотой маске», и на NETе и самостоятельно приезжали в Москву, с каждым разом собирая все больше поклонников. Номинантом этого года стала его первая работа в репертуарном театре — ТЮЗе им. А. А. Брянцева (Санкт-Петербург), куда он привел своих артистов из театра Post и принес пьесу любимого драматурга Павла Пряжко «Злая девушка» о казалось бы ничем непримечательных персонажах и событиях. Но как комментирует сам Волкострелов: «Мы все хотим «больших» событий, но нужно увидеть, что жизнь состоит не из них. И кажущийся событийный мусор, мозаика микрособытий, собранная в тексте Павла Пряжко, история в тексте – мусором не является, это и есть жизнь.
У частых номинантов на «Маску» — таких режиссеров как Олег Рыбкин («Путешествие Алисы в Швейцарию», Драматический театр им. А.С. Пушкина, Красноярск), Марат Гацалов («Август. Графство Осейдж», Театр «Глобус», Новосибирск), Михаил Бычков («Дураки на периферии», Камерный театр, Воронеж) — уже сформировались свои группы московских поклонников.
Появление в номинантах иностранных хореографов стало уже традицией. В этом сезоне подтянулись и режиссеры драмы из Европы. И, знаете ли, не последние там люди: Маттиас Лангхофф («Софокл. Эдип, тиран», ТЮЗ им. Ю.П. Киселева, Саратов) и Томас Остермайер («Фрекен Жюли», Театр Наций, Москва). Из отобранных московских спектаклей вопросы могут возникнуть только по двум названиям: весьма прохладно встреченные критикой «Маленькие трагедии Пушкина» в постановке Виктора Рыжакова («Сатирикон», Москва, Time Out один из немногих старался привлечь внимание к этому сложносочиненному, музыкально структурированному спектаклю) и «Год, когда я не родился» — интерпретация пьесы Виктора Розова «Гнездо глухаря» режиссером Константином Богомоловым (Театр п/р О. Табакова, Москва). Последний просто потому, что в номинацию уже включен куда более радикальный и программный спектакль этого же режиссера «Лир».
Я как обозреватель «Time Out Москва» своих пристрастий от читателей не скрывала и по ходу сезона: «Таланты и поклонники» (режиссер Миндаугас Карбаускис, Театр им. Вл. Маяковского, Москва) и «Оккупация – милое дело, или О, Федерико!» (Юрий Погребничко, Театр «Около дома Станиславского», Москва). Судя по составу жюри, которое возглавит художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, у моих фаворитов кое-какие шансы есть.