Сам Померанцев фильм еще не видел
10 сентября в кинотеатрах Алматы пройдет премьера фильма «Играя Чехова». Александр Головинский, режиссер-документалист, заслуженный деятель искусств Казахстана, рассказывает про то, как рождался фильм о великом актере Юрии Борисовиче Померанцеве. Текст Марии Хан
< b>Почему фильм именно о Померанцеве?
Во-первых, я давно знаком с Юрием Борисовичем, во-вторых, я очень люблю театр. Нельзя снять фильм о Померанцеве, не сняв фильм о театре. В 2003 году, когда я решил сделать такое кино, Померанцеву исполнилось 80 лет. Это был еще один повод. Когда я получил согласие от Юрия Борисовича, мне нужно было еще уговорить Рубена Андриасяна, режиссера спектакля. И он тоже согласился. С его стороны это был смелый шаг, ведь мы собирались приходить к нему на репетиции в течение полугода! И мы приходили. Актеры восприняли это нормально, хотя сначала некоторые немного волновались, потому что постоянно быть в кадре психологически тяжело.
С чем связан такой большой промежуток времени между началом и концом съемок — пять лет?
Сам процесс съемок занял полгода — ровно столько, сколько шли репетиции спектакля. Пять лет мы искали спонсоров, потому что жанр документального кино о театре и актерах у нас не очень востребован. Это раньше на «Казахфильме» выходило по 40 документальных лент в год, не считая киножурналов. Сейчас — от силы 4 фильма.
Поэтому первое время мы снимали своими силами, но, естественно, надолго нас хватить не могло. В конце концов нашелся меценат — «Сбербанк России», оценивший нашу идею, и мы закончили фильм.
Что на съемках запомнилось больше всего?
После репетиции Померанцев произносил свои потрясающие монологи. Мы слушали его, затаив дыхание. Он все время был недоволен своей игрой, это человек, который крайне требователен к себе. Он считает, что его работу можно оценить только после 10—15 спектаклей, когда он вживется в роль целиком.
Сразу после репетиций мы разговаривали с актерами, спрашивали их, так сказать, по горячим следам, каково им было играть с Юрием Борисовичем? В итоге у нас получилось 14 часов исходного материала! Это действительно много, учитывая тот факт, что существует правило 1:4. То есть исходник к нашему 50-минутному фильму должен быть максимум 3,5 часа.
Кто уже видел фильм на данный момент? Какой реакции ждете от зрителей?
Готовый фильм видел Рубен Суренович Андриасян, режиссер спектакля. У нас с ним была договоренность, что он первый его увидит. Ну и наши меценаты тоже смотрели, без этого никак. Даже сам Померанцев не видел фильм, он впервые увидит его, как и все остальные, в день премьеры. Мы старались не рассказывать журналистам подробности, чтобы все смогли оценить кино непредвзято. Конечно, мне любопытна реакция зрителей, киноведов. Что они скажут о фильме и обо мне как о режиссере. Приятно, что нашим фильмом заинтересовался Олег Борецкий, который показывает в своем киноклубе в основном арт-хаусные картины.
У нас жанр другой — документальное, философское кино. Это непривычно для казахстанцев. Но мы надеемся, что его все же оценят по достоинству.