17 долларов
Частная благотворительность в Казахстане постепенно перестает быть экзотикой, превращаясь из удела волонтеров-одиночек в массовое явление.
Большинству населения планеты Мемфис, штат Теннесси, известен как город Элвиса Пресли. Гораздо меньше людей знают о существовании в Мемфисе госпиталя Святого Иуды (St. Jude Children’s Research Hospital) — крупнейшего в мире лечебного и исследовательского центра для детей, больных раком.
В 1962 году, когда госпиталь открылся, от рака вылечивались всего 4% детей, сегодня выживают 80%. Операционные расходы центра составляют около полутора миллионов долларов в день. И ни один цент из них не поступает из государственного бюджета США. Госпиталь Святого Иуды, основанный комиком Дэнни Томасом, финансируется только за счет благотворительных пожертвований. Их средний размер составляет 17 долларов. Этого факта достаточно, чтобы понять, насколько американцы вовлечены в благотворительность: для обеспечения одного дня функционирования центра требуется участие 88 тысяч человек.
Для американца отдать часть заработанных денег на благотворительные цели — все равно что почистить зубы. Привычное дело, о сути которого он и не задумывается. В США даже нет системы детских домов — всех сирот разбирают по семьям. Страна так живет. Она так привыкла.
Еще несколько лет назад казалось, что даже в России такого никогда не будет, что уж говорить о Казахстане. Но уже сейчас клич на популярных форумах о благотворительном сборе денег стало обыденным делом. И деньги практически всегда собираются.
Интернет превратился в способ сбора денег на различные благотворительные проекты и экстренные операции. Ярким примером для всего Рунета стал созданный Алексеем Налогиным в 1998 году сайт deti.msk.ru, предназначенный для сбора денег пациентам Российской детской клинической больницы. РДКБ вообще и в особенности ее отделение общей гематологии (где лечат детей, больных лейкозом) стала центром силы, точкой, от которой разошлись — сначала по Москве, а потом и по всему Рунету круги частной, массовой благотворительности. Лишенный возможности двигаться, Алексей Налогин не отправился в своей коляске собирать деньги на проезжей части, а сел за компьютер и научился делать отличные веб-сайты. Сайт deti.msk.ru не только заработал, но и стал эталоном жанра, задал стандарты, по которым заработала вся массовая благотворительность.
Первопроходцем благотворительных акций в «Живом Журнале» стал Антон Носик. Несколько лет назад в ответ на чью-то отчаянную просьбу о помощи он объявил сбор средств — и нужная сумма быстро набралась. Стало понятно, что русскоязычная аудитория ЖЖ уже достаточно велика и готова к подобным акциям. В Казахстане благотворительность долгое время ассоциировалась с волонтерами-одиночками, которые не готовы были вкладывать деньги, но с готовностью тратили силы и время. В середине 90-х в стране заработали представительства международных организаций, осуществляющие свою деятельность на гранты. Активно привлекало волонтеров Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.
В 1998 году начинает свою работу Волонтерский дом фонда «Сорос-Казахстан», ни одно мероприятие которого не обходилось без помощи волонтеров. Об акциях «Дети солнца» для детей из детских домов слышал весь город, но непосредственно участвовали в них лишь идейные добровольцы. Тогда же гремело имя Сары Алпысовны Назарбаевой с фондом «Бобек», которая по примеру всех первых леди мира развернула бурную деятельность по всей стране, связанную с детскими домами. Во многих детских домах и интернатах тогда сделали ремонт, закупили новое оборудование, а все связанные с благотворительностью люди распевали нехитрые слова песенки «Спасибо за сегодня», которой научила народ Сара Алпысовна.
Но и это не было частной благотворительностью. Поворотным моментом стала интернетизация всей страны, когда скучающие офисные работники, стали в интернете общаться, знакомиться и назначать встречи.
На самом популярном форуме «Центр тяжести» со временем появилась отдельная ветка «Благотворительность», где стали размещать информацию о благотворительных проектах и темы с просьбами о помощи конкретно взятому ребенку. А самые активные люди объединились и создали организацию «Добровольное общество милосердия» (см. «Группа поддержки»). Результаты деятельности открыты и доступны каждому — на сайте www.detdom.kz есть раздел «Им уже помогли» с фотографиями детей и информация о тех, кто еще ждет помощи. До пользователей интернета удалось донести мысль — даже если на операцию конкретного ребенка требуется 25 000 долларов, то даже пожертвованные 1000 тенге — это его шанс на исцеление.
В Москве в 2005 году и вовсе случилась волшебная история, в которую никто бы не поверил, не произойди она на самом деле. Аня Егорова рассказала в ЖЖ о больном лейкозом 10-летнем мальчике Диме Рогачеве из Калужской области. Дима долго не соглашался ехать лечиться в Москву, и местный доктор пообещал ему: «Поедешь — поешь там блинов с Путиным». Мальчик проникся этой идеей, а когда у него случился третий рецидив лейкоза (обычно это говорит о том, что все очень плохо), Аня Егорова обратилась к миру с этой невероятной просьбой — помочь Рогачеву встретиться с Путиным. Спустя несколько недель президент действительно приехал в РДКБ с блинами. В результате того визита было принято решение о строительстве современного гематологического центра для детей. Но самое главное — все эти мелкие организации, одиночки-фанатики и считающие себя чужими на празднике жизни волонтеры вдруг почувствовали, что они действительно нужны. Простым людям удалось сделать, казалось бы, невозможное — достучаться до президента.
Разумеется, большая доля в интернет-сборах до сих пор остается за жителями западных стран — у них и доходы побольше (их средний взнос составляет 50 долларов), и есть PayPal, который позволяет заплатить картой, не вставая со стула. Вообще, главным препятствием на пути к действительно массовой благотворительности является не жадность, а лень. У нас, чтобы пожертвовать деньги, надо встать и пойти в банк, заполнить там сложную квитанцию. Проблематично заплатить и через интернет — у нас нет возможности пользоваться самой известной международной системой PayPal. Более того, большинство интернет-сборов нелегальны. Так, учредители Добровольного общества милосердия специально зарегистрировали фонд, чтобы иметь возможность собирать и перераспределять деньги, а также получать средства от юридических лиц. Проблема и в том, что организационные и финансовые затраты на создание и функционирование фонда столь велики, что для большинства сборщиков денег это обессмысливает саму идею — своих денег для зарплаты бухгалтеру и своего времени для организации документооборота у этих людей нет.
И все же ситуация начинает меняться — мелкая благотворительность перестает быть экзотикой и для некоторых становится столь же привычным явлением, как свой блог или сотовый телефон. Сегодня любой человек, вне зависимости от собственной известности, умений, знаний и материального положения, может присоединиться к уже достаточно большому сообществу благотворителей и выбрать тот способ помощи, который кажется ему наиболее важным или интересным. Решиться очень просто — достаточно вспомнить про те самые 17 долларов с носа, на которые существует самая большая в мире детская онкологическая больница.