Бутан — страна Громового Дракона | Главное | Time Out
Главное

Бутан — страна Громового Дракона

Надежда Сухова, Кирилл Шамсутдинов   29 ноября 2012
15 мин
Путешествие для тех, кто готов приземлиться в одном из самых опасных аэропортов мира и подняться в монастырь на высоте 3000 м.

Совет
Сначала разрабатывается программа. Сделать это
можно только через
туроператора, их полный список — на tourism.gov.bt. Программа получается стоимостью от 250 долларов в день за пакет услуг: отели (за указанную стоимость это три звезды), трансфер, трехразовое питание, экскурсии, услуги гида. Виза оформляется за 1–2 дня по копии паспорта онлайн, визовый сбор при въезде в страну — $20, оплачивается в аэропорту.
Совсем не все знают, что есть на Земле такое государство — Бутан. Ассоциации первого уровня: метан, пропан иже с ними. Даже в страховых компаниях спрашивают: «А это где?» Неудивительно, что в 2011 году Бутан посетило всего 300 русских. Наверное, это последняя такая экзотичная страна на материке. Здесь почти нет промышленности, не построены железные дороги и очень мало автомобилей. Почти весь прошлый век горная страна находилась в тотальной изоляции. В результате население не испорчено Западом, а природа осталась в первозданной сохранности; люди бедны, но счастливы. Храмы стоят неподвижно, читаются мантры, крутятся молельные барабаны. При том, что в деревню может не быть дороги, там обязательно будет школа. Образование бесплатное, а отличники даже могут стать государственными стипендиатами, обучаясь за рубежом. Вся молодежь в стране отлично говорит по-английски. Бутанцы всех возрастов сейчас ждут серьезных изменений, о них говорят постоянно. Чтобы почувствовать настоящую аутентику и восторг первооткрывателя, сюда нужно ехать сейчас — буквально через пару лет наверняка все сильно поменяется.

Барабанчик передает небу молитвы без словРелигия

В Бутане поголовная религиозность и почти треть населения — монахи: первенец наследует хозяйство, а второй сын идет в монастырь. Вся история и уклад жизни страны связаны с религией. Начать с того, что местный язык зовется «дзонг-кэ» — «язык дзонгов». Дзонги — это горные крепости-монастыри по всему Бутану. Застраивать ими страну начал основатель Бутана Шабдрунг Нгаванг Намгьял в XVIII веке. Из-за него же главным символом страны стал «Друк», дракон. Он на флаге, про него первая строчка гимна, само название Бутана — «Друк Юл», Драконья земля. А дело в том, что Шабдрунг был монахом Друкпа — подразделения одной из главных школ тибетского буддизма Кагью. Драконы стали символом школы задолго до объединения Бутана и далеко от него. Но правление Шабдрунга стало золотым веком страны, Друкпа Кагью приобрела здесь огромное влияние, и драконы вспорхнули и на герб. Еще один символ Бутана — тибетский ворон. Его голова украшает королевскую шапку, а за убийство птицы еще недавно можно было поплатиться жизнью. Это наследие древнейшей тибетской религии бон. Изначально бывшее шаманским язычеством, под влиянием буддистских школ это учение превратилось в этакий переосмысленный буддизм в сложном сочетании с индуизмом, мистическими практиками, анимизмом, симпатической магией и в первую очередь — звуковым ритуалом. Вороны каркают священным бонским слогом «Ah!», за что и почитаются приношениями. Влияние было обоюдным: бонские молельные флаги для привлечения позитивной энергии вывешивают и традиционные школы. Впрочем, адептов бон в Бутане всего пять процентов. В основном буддизм традиционный — Друкпа Кагью на востоке страны, Ньингма — на западе. На заре истории Бутана обе школы воевали за сферы влияния; сейчас царский род и жители верят в концепцию: «Кагью и Ньингма — одно и то же».

Ночная жизнь Тимпху
The Mojo Park
facebook.com/themojopark
На плакатах — Пресли, Дилан, Марли. На сцене — кавер-бэнды классического рока и даже иногда хип-хоп-исполнители. В зале — взрослые мужчины тихомирно пьют пиво. Space 34 (Chang Lam Clocktower Square,
2 323497) — худи вместо «гхо», мини вместо «киры». Бутанское хипстерство здесь накидывается коктейлями (350 нгултрумов — убойная «Маргарита») и лезет с откровенностями вроде
«Я нигде не стану богатым, кроме как в Бутане, и собираюсь прожить здесь всю жизнь». На афте-пати есть традиция ездить к огромной золотой статуе Будды на горе, ее видно при въезде в город.

Тимпху, столица
На улицах почти все — в национальных костюмах: в Бутане действует официальный дресс-код, обязывающий носить в общественных местах традиционную одежду. «Кира», женский костюм, — это прямоугольный отрез ткани с традиционным узором, обмотанный вокруг бедер, сверху надеваются блузка «тего» и фуфайка «вангджо». «Гхо», мужской костюм, — халат до колен, подпоясанный «керой», в складку на животе кладут кошелек и другие вещи. Более того, при посещении храма включается режим цветовой дифференциации… шарфов. Перед тем как войти в дзонг, мужчины должны повязать шаль «кабни» цвета своей касты. У короля «кабни» золотой, у министров — оранжевые; родственники монарха носят красные, судьи — зеленые, а у плебса — белые с бахромой. На улицах столицы много людей и кудлатых собак. Кошки, говорят, тоже есть, но сидят по домам. Отправим домой открытку из самодельной бумаги, пофотографируем возвращающихся из школ детей, купим сувениры. Полюбуемся панорамой города — среди развевающихся на ветру, как белье для сушки, разноцветных флажков: их бутанцы с благословения Ламы вешают в горах с видом на реку или на долину — на счастье. Посетим мемориальный чортен — эта большая белая тибетская ступа построена в честь третьего короля Бутана. Съездим в Центр традиционной медицины — музей лечебных растений и лекарств животного происхождения. Народная медицина здесь — это травяные отвары, пилюли, ванны. Лишь в том случае, если все это не помогает, бутанцы обращаются к врачам — традиционным, по европейским меркам, — и идут в больницы. Поблизости — Центр искусств, но кроме масок и сувенирных магазинов там ничего нет. Kawnjangsa — национальный музей. Характерный для здешних мест дом с крутыми лестницами, кровельное покрытие крепится к крыше булыжниками. Первый этаж — для скота, на втором — кладовки для продуктов, кухня — на верхнем этаже, под крышей. Кстати, здесь же один из наиболее приличных ресторанов национальной еды, заботливо отредактированной для белых желудков. Tashichho Dzong — первый наш дзонг, главный в Тимпху. Тут же — королевская резиденция. Для посещения открывается после 17.00, то есть по окончании рабочего дня у правительства.

Дракон – символ Бутана и главное украшение фасадов зданийЕда

Если вам за обедом положат горсть птичьего корма, не удивляйтесь — это традиционный местный стартер, каленый рис и кукуруза. За ним последуют говядина, свинина или курица с овощами. Скорее всего индийского производства: буддист не может убить животное ради его мяса, и скотобоен в Бутане нет. А покупать и есть можно. С каждым куском во рту селится горькая, огненная, неистовая острота, которая парализует рецепторы и их волю. Это чили — главный ингредиент бутанской кухни. Главная приправа — паста из чили: в перечную основу добавляют помидоры, лук, кинзу, соль и масло и подают к любому блюду. Смыть остроту можно суджи — чаем с маслом и солью. Но чай — несерьезно, когда есть ара, пшеничный самогон. Местное вино пить нельзя, оно отвратное, зато светлое пиво вполне приличное. А в Бумтанге варят прекрасное нефильтрованное пиво Red Panda и неплохой сидр.

Ткани с традицонным орнаментом Сувениры
Спрос на сувениры сильно опережает предложение, так как здесь нет промышленности, а с Китаем у Бутана дружба врозь. Производством занимаются мастера традиционных, выделяемых особо «13 ремесел». Помимо обычных на всей планете кузнецов, ткачей, художников или резчиков в эти 13 включены мастера децо, изготовляющие бумагу. Технология почти такая же, какой пользовался Цай Лунь 2000 лет назад, и бумага получается рыхлой, ноздреватой и с опилками. Но из-за сырья, на которое идут кустарник волчьей ягоды и один вид лиан, эта бумага почти не стареет. Повсюду можно приобрести «открытки» из такой бумаги с рисунком «на удачу», нанесенным вручную. В остальном логично вывозить предметы культа. Это могут быть деревянные маски дхармапал, жутких демонов, принявших Дхарму Будды и вставших на ее защиту. Или «Тхангка», тибетская «икона», — картинка с религиозным сюжетом на куске шелка или хлопка. Или ритуальный бубен-барабан дамару с двумя мембранами и двумя узелками-колотушками, пришедший в тибетский буддизм из Индии. Шиваиты говорят, что все звуки санскрита произошли от игры Шивы на дамару. Его бой символизирует ритм сил при сотворении мира, мембраны — мужское и женское начала, а от их соединения зарождается жизнь. А лучшим подарком, наверное, станет молитвенный барабан (mani chos ’khor). Это валик с мантрой, надетый на ось; вращая его, буддист читает мантру и создает заслуги. Кроме больших кхоров у храмов бутанцы пользуются персональными, на рукоятке и с грузиком. Они бывают самые разные, от простых жестяных или деревянных до роскошных, с инкрустацией из кораллов, бирюзы и серебра. Сувениры продаются в городах на главных улицах, в магазинчиках Handicraft — гиды любезно предоставят вам время для шопинга.

Лететь
Авиакомпанией Druk Air из Дели, Бангкока, Катманду (drukair.com.bt). Пилоты — настоящие асы: в Паро один из самых опасных аэродромов в мире, он находится в глубокой и изогнутой долине среди гор.

Дресс-код
В дзонги можно заходить только с закрытыми ногами и плечами, в шортах и футболках — нельзя. Фотографировать в храмах нельзя, но на территории самих комплексов — разрешается.

Школьная форма – тот же национальный костюм, только одинаковый по цвету для всех в классе. В плетеных корзинках – ланчТимпху – Бумтанг

13 часов по серпантину, с перепадами высот от 2600 до 4000 м. Проезжаем перевал Дочула на высоте 2800 м. Тут Druk Wangyel Chorten — 108 ступ, построенных в 2003 году в честь изгнания с этой территории индийцев. Дзонги сначала воспринимаются как какая-то космическая экзотика, но потом это чувство растворяется в бесконечных петлях серпантина и спокойной монотонности. Леса за окном машины отличаются по зелености, пушистости и плотности растительности. Одинокие домики на склонах, небольшие рисовые плантации нежно-зеленого цвета, на крышах под лучами солнца сушится чили. Попадаются и совершенно идиллические картинки, вроде оставленной корзинки у ручья или стада лохматых коров. Разукрашенные, как новогодние елки, грузовики, закупленные в Индии. Трепещущие флаги на мостах.


Над «Бурлящим озером» в горах вывешено столько разноцветных флажков, что через них приходится продиратьсяПровинция Бумтанг, город Джакар

Слово «бумтанг» означает что-то вроде вазы, и есть точка, с которой эта местность действительно напоминает заполненную лесом гигантскую «вазу», обрамленную горами. Здесь лучше всего чувствуешь соль этого путешествия. Наверное, потому, что здесь многое связано с героическими временами буддизма и посвящено самой почитаемой фигуре Тибета и окрестностей, Гуру Ринпоче. С него начались современный буддизм в Тибете и школа Ньингма, вторая после Друкпа Кагью по популярности, хотя и более старая, официальная религия Бутана. Воплощение всех Будд трех времен, царь бодхисатв, наделенный великим состраданием, Гуру Ринпоче родился в цветке лотоса, чтобы помочь всем существам, открыв им учение об истинной природе вещей. Став великим чудотворцем, Гуру Ринпоче отправился в Тибет, где демонстрацией мощи Тантры посрамил черных шаманов бон и покорил тибетских демонов. Первые потеряли авторитет у жителей, вторые стали защитниками Дхармы — «дхармапалами». Их клыкастые многоглазые маски украшают стены домов буддистов от Монголии до Бирмы. Но главное — он создал практики передачи знания: от учителя ученикам или посредством терма, текстов и артефактов. Kurjey Lhakhang — здесь Гуру Ринпоче оставил отпечаток в скале; дерево на холме — его терма; здесь он обманул местного демона, заставив его превратиться в льва. Сам учитель стал гарудой, поднял льва в когтях и объяснил Дхарму, сделав его защитником буддизма в долине. Сильнейшее впечатление произвело богослужение монахов, на котором нам разрешили присутствовать несколько минут. Jampey Lhakhang — по легенде, всю территорию Тибета и Гималаев закрывала собой гигантская демоница, мешая распространению буддизма. Легендарный царь Сонгцен Гампо, едва ли не первый буддист в Тибете, еще до Гуру Ринпоче приказал построить 108 монастырей, пригвоздив к земле все части ее тела. Этот пришелся на ее колено. Здесь можно сыграть в кости, загадав желание. Tamshing Monastery — главный храм традиции Ньингма, построенный в 1501 году Пема Лингпа, одним из святых покровителей Бутана, который нашел 32 терма Гуру Ринпоче. Сейчас настоятель монастыря — Сунгтрул Ринпоче, который является инкарнацией речи Пема Лингпа. Kharju Dratshang — храм летающего ламы. Он живет прямо здесь, почти все время медитирует и умеет летать по солнечным лучам. Прямо сейчас улетел в Тайвань на встречу с инвесторами, но обычно на месте, проводит почти все время в медитационных ретритах на 3 года, 3 месяца, 3 недели и 7 дней, поэтому встретиться с ним почти невозможно. Mebartsho — «Бурлящее озеро», святое место на горной реке. Здесь Пема Лингпа нашел три терма. В первый раз незнакомец дал ему свиток и исчез — в свитке было написано, что у скалы Наринг он должен найти священный текст. Пема Лингпа подошел к скале, вошел в состояние медитации, неожиданно нырнул и поднял найденный текст. Осенью он вернулся в сопровождении людей, неся с собой лампу. Он произнес: «Если я демон, я должен умереть. А если я духовный сын Гуру Ринпоче — я достану со дна реликвию, а лампа не погаснет». Так и вышло — лампа осталась гореть, а в руках у него были статуя Будды и чаша.

В монастырях тоже бывают уроки и домашние заданияПунакха

Из Бумтанга в Пунакху, древнюю столицу Бутана (до 1955 г.) — еще один переезд не для слабонервных, занимает около 10 часов. Punakha Dzong — пожалуй, самый колоритный и самый красивый. Здесь короновался Шабдрунг, проходила свадьба нынешнего короля, вообще это зимняя резиденция монархов и администрации. Летом они базируются в Тимпху, тут становится чересчур жарко. Вид изумительный — две реки огибают дзонг с двух сторон (Мочу и Почу, первая типа женская, вторая мужская), внутри много резьбы по дереву.

В деревушке по пути к монастырю Чими Лакханг все дома расписаны специфическими фрескамиЧими Лакханг

Многие стены бутанских домов расписаны изображениями пенисов. Это не хулиганство (тем более что техника исполнения высока), а еще один специфический местный культ. Друкпа Кюнле, «Святой сумасшедший Друкпа», ученик Пема Лингпа, двадцать лет фактически панковал по Тибету и Бутану, обличая лицемерие, конформизм и зашоренность. Он рвал мирянам шаблоны сумасшедшими дикими методами, чтобы помочь просветлиться: грубыми шутками, попойками и самым своим любимым — дефлорацией. За что получил титул «святого 5000 женщин». Друкпа Кюнле стал легендой именно в этой связи, и анекдотов насочиняли множество. Например, как он демона проучил и своей штукой ему все зубы выбил, а потом буддистом сделал. Это и буддийский святой, и народный герой-трикстер, и покровитель местного фаллического культа. Около деревни Сопсокха стоит его монастырь Чими Лакханг, к которому не зарастает народная тропа — здесь молятся паломники, не могущие завести желанных детей. Из монастыря выходим с благословением, получив большим деревянным болтом по лбу. А от злых духов оберегают настенные изображения прославленного оружия. Кстати, с сумасшедшим святым связан еще один символ Бутана — такин, животное, похожее на козу и корову. Однажды «фанаты» Друкпа Кюнле попросили показать чудо, он велел принести себе козу и корову, съел их, приставил козий череп к коровьему остову и по прочтении мантр явил миру необычное животное.

К «Гнезду Тигрицы» принято подниматься пешкомПаро. «Гнездо Тигрицы», Таксанг-Лакханг дзонг

Главная достопримечательность Бутана — дзонг на высоте 3000 м. К восхождению надо основательно подготовиться. Говорят, что подъем осилят все, но тут другое мировосприятие — кому-то под силу вскарабкаться на гору ползком, как гусеница, поднимаясь и восхваляя бога после каждого «шага». Обязательно брать с собой воду, шоколад и печенье для поддержания сил и не торопиться. Можно и вовсе подняться на лошадке ($25), но физическая нагрузка в этом случае воспринимается как вызов, своего рода испытание, поэтому почти все туристы идут пешком. Подъем с 2150 м до 2900 м займет больше двух часов, а еще обед и спуск, плюс часок наверху — осмотреть пещеры, в которых три года медитировал Гуру Ринпоче: по легенде, он прилетел сюда на тигрице, в которую превратилась его жена. Самый крутой вид открывается на некоем подобии перевала — монастырь метров на 40 ниже, и отсюда очевидно, что он находится на самом краю совершенно отвесной скалы. Представить себе, как люди могли его построить, честное слово, просто невозможно. Впрочем, Бутан настолько далек и экзотичен, что понимать его в таких подробностях даже пытаться не стоит. Зачем? Его можно только принять — так же трепетно и радушно, как он — тебя.

Жить
Особого комфорта от гостиниц Бутана ждать не стоит. Впрочем, есть несколько пятизвездочных отелей — например, Taj Tashi
в Тимпху (tajhotels.com). Здесь все серьезно: есть бассейн, спа, интернет в номерах и даже благословение монаха сразу после заселения. Забавная опция — аренда национального костюма на ужин. Отелей такого уровня в Бутане — три. Еще 20 — четырехзвездочных. Wangdicholing Resort в Джакаре (wangdicholingresort.com) — хорошие три звезды. Приятные номера с высокими потолками, отделанные деревом. Интернет есть в лобби, а из окна отличный вид на дзонг, но ночью нужно греться обогревателем. Damchen Resort в Пунакхе — насекомые разных видов, медленный интернет в лобби, паршивый завтрак и грязь. Kyichu Resort в Паро — бунгало. Тут уже чисто, но и интернета нет нигде.

Без дыма
Курильщики должны помнить, что табак в Бутане не продается. Неофициальный рынок — контрабанда из Индии, за которую можно сесть в тюрьму. А по декларации пошлина утраивает цены. Впрочем, курящих в Бутане достаточно, и даже ночью в барах стрельнуть папироску — не проблема. Но любопытнее другое. Аборигены точат адски горькие полосатые орехи (4 шт. — 10 нгултрумов), завернутые в листья, измазанные гашеной известью. Из листьев и орехов идет сок с легким психостимулятором, известь заставляет вещества всасываться под языком быстрее. Эта старинная индийская забава зовется «паан масала», из Индии она разошлась по всей Азии, Океании и Африке.