Опасные пассажиры поезда 123
Четверо подозрительных граждан входят с пистолетами в поезд нью-йоркской подземки. По-тихому захватывают кабину машиниста, нейтрализуют негритянку-кондукторшу (или кто она там?) и останавливают состав посередине перегона. На табло в центральной диспетчерской тревожный сигнал, дежурный Гарбер (Дэнзел Вашингтон) нервничает. И точно, главный налетчик (Джон Траволта), представившись Райдером, по внутренней связи из кабины машиниста объясняет ему, что ему нужно десять миллионов выкупа за пассажиров. Скоро появляется Джон Туртурро, который играет агента ФБР по фамилии Камонетти. (Все мы очень любим актера Туртурро, но, помилуй бог, пару месяцев назад этот же человек с таким же сосредоточенным лицом в роли спецагента откалывал комические репризы в «Трансформерах
».) Понятно, что Райдер с ним общаться не желает, и Гарберу приходится осваивать профессию переговорщика. Вокруг мечется бестолковая полиция, приезжает непонятно зачем мэр (Джеймс Гандольфини), но и у него с преступником отношения не складываются. В итоге следующие полтора часа — бенефис Траволты и Вашингтона. Траволта вполне традиционно играет болтливого психопата, Вашингтон — парня с обиженным лицом, которого если раззадорить, то он всем покажет, — что тоже вполне традиционно. В общем, понятно: остросюжетный триллер, но есть, что называется, вопросы.
У Гарбера, простого служащего, в левом ухе сияет стразовая (или бриллиантовая?) сережка, у Траволты при этом тоже есть, но в правом — золотая, наверно. Это вот к чему? Еще у Гарбера якобы пузо, поскольку он отец трех детей, но выглядит это так, словно Вашингтону напихали каких-то тряпок под рубашку. В разделе goofs (лажа) на imdb.com любой может прочитать, что каждая вторая склейка — либо фактологическое, либо топографическое вранье (в духе вышел из Исаакиевского, перешел Невский и зашел в Смольный). Райдер говорит с Гарбером то по внутренней связи, то вдруг по своей рации. Главное, очевидно, что этого всего легко было избежать. Герой Траволты очевидно делает все, чтобы его в итоге поймали; как совершенно справедливо в начале фильма замечает агент Камонетти по поводу Райдера: «Если он такой умный, то какого хера он такой глупый?» Ну и вот эта странная тема: что если ты нечист на руку, то всегда можно грохнуть какого-нибудь бандита, и домой с чистой совестью, — что-то здесь не так. Даже не в плане морали, а в том плане, что здесь это выглядит как неуклюжая и не очень уместная социальная сатира.
«Опасные пассажиры» — ремейк фильма 1974 года, в котором Гарбера играл Уолтер Маттау. Фильм тоже, конечно, не шедевр, но куда более аккуратный во всех отношениях (плюс отличная сцена встречи Гарбера и Райдера и выдающийся финальный кадр). Тут возникает стойкое впечатление, что Тони Скотт чего-то задолжал «Коламбии Пикчерз», и он, переживая разве что за качество картинки, все норовил сам постебаться над происходящим. Когда по забитым пробками улицам Нью-Йорка несется эскорт из мотоциклистов с бронированной машиной, в которой везут выкуп, мэр вполне резонно спрашивает: «А почему мы не послали вертолет?» Ответ простой: чтобы Тони Скотту было где оттянуться. На монтаже этой сцены он включил «Домино» на полную. И надо полагать, неприятный юноша с ноутбуком, которому бандиты не дают заняться виртуальным сексом с подружкой, неслучайно дико похож на Тома Круза времен скоттовского же «Топ Гана». Ощущения от этих подмигиваний довольно странные: как будто режиссер по-советски держит фигу в кармане, снимая заказуху. Хотя, конечно же, Тони Скотт все это сам придумал и затеял, никто его не заставлял.