Тренд: наши дизайнеры находят свое место
Каждый год тематические СМИ находят повод объявить, что русское входит в моду. Чью-то коллекцию показали на парижской Неделе моды, кто-то пробил своим вещам дорогу в лондонский корнер, другие появились на страницах итальянского Vogue или хотя бы Le Parisien. С одной стороны, все так — в этом году отечественный фэшн может похвастать нарядами Ульяны Сергеенко на теле Леди Гаги и прорывом Гоши Рубчинского в Dover Street Market. С другой стороны, нельзя не заметить и регулярность подобных локальных успехов — а значит, речь идет не о тренде, а о месте русского фэшна в глобальном контексте. Важно понимать: успеха на запад ном рынке (или, правильнее сказать, рынках — «теорию длинного хвоста» и раздробленности современного потребления никто не отменял) добиваются те отечественные дизайнеры, которые принимают правила игры. Правила, по которым «русское» в мировой моде занимает ту же область экзотического, что и, например, «китайское» или «африканское». Никто не ждет от русских дизайнеров выступления на территории больших модных домов, популярности добиваются те, кто педалирует мотивы, немыслимые в отрыве от места происхождения модельера, — иначе эта работа просто не воспринимается. Достаточно вспомнить блицкриг на Запад симачевской хохломы или обнаружить, что даже The New York Times в материале о русской моде и в 2012-м не может обойтись без анахроничной лексики, всех этих «цариц» и эпитета «славянский». «Сергеенко — знатная сказочница, но если она хочет пробиться к широкой аудитории, то ей придется сменить сказки на прозу повседневности», — пишет о русской героине года style.com. Что ж, это действительно будет прорыв — но есть риск, что его (в отличие от идиосинкратических нарядов, в которые хоть Гагу, хоть любую другую огненную леди одевай) могут и не заметить.
Успеха на западном рынке добиваются те отечественные дизайнеры, которые принимают правила игры
Мартин Уильямс, преподаватель истории костюма Манчестерского университета: «Ничего интересного в Москве не происходит. Чтобы стать популярными на мировом рынке, русским нужно перестать козырять своей духовностью и гениальностью. Это лишь одежда. Когда я надеваю пиджак, мне важно, чтобы он был из хорошей ткани и классно сидел. Но у меня пока нет такого пиджака от русского дизайнера: он либо из дерьмовой ткани, либо сшит непонятно на кого. А если встречается достойная вещь, она стоит дороже, чем Prada. Вы говорите: цены высокие, потому что нет индустрии, все делается руками. А вы не думали, что с такими ценами и низким качеством индустрия не появится? В университете на лекциях о русском искусстве нам рассказывали, что оно по большей части вторично, но художники интересно исполнили чьи-то идеи в своем стиле, потому их искусство и изучают во всем мире. Почему нельзя то же сделать с модными дизайнерами? Пригласите в школы итальянских и британских портных, пусть они объяснят, как работать с тканью. Изучайте историю искусства, в том числе своей страны. Сегодня есть пара русских дизайнеров, о которых пишут на style.com. Но это большой шаг для двух стройных красавиц. А для России как страны, производящей моду, это пока ничто».