Тренд: поводы для новых надежд | Арт | Time Out

Тренд: поводы для новых надежд

Фаина Балаховская   12 декабря 2012
3 мин
Тренд: поводы для новых надежд
Перемены в Манеже, премия Кандинского и благородные планы галеристов.

Начинали — за упокой: закрытие ведущих, а затем и разных других галерей резко изменило и без того скромную московскую художественную ситуацию. Зато осенью заведения начали открываться одно за другим. Главной новостью стало переформатирование влачивших жалкое существование Манежей. Невнятные программы, мед, меха и шоу любимых художников начальства остались в прошлом, ответственной за качество назначили Марину Лошак. Большой и Новый, а также павильон «Рабочий и колхозница» и несколько залов поменьше обещают наполнять качественным контентом разнообразного содержания — будут нам и дизайн, и видео, и проекты западных звезд, и вдумчивые выставки про отечественное искусство, и биеннале сюда переедет вместо неразборчивых ярмарок. В общем — счастье. Если только хватит ресурсов — финансовых у московского правительства и кураторско-организаторских — у новой команды.

Долгожданное открытие «Гаража» в Парке культуры и отдыха отметили блестящей вечеринкой, знатоки жанра говорят — лучшей. С искусством и архитектурой получилось скромнее — вряд ли кто-то ожидал, что модный японец Бана превзойдет гениального Мельникова, но и разместившаяся в его творении, напоминающем уменьшенный Дворец съездов, выставка — облегченным парковым форматом не походит на прежние достижения «Гаража». Не менее туманными выглядят перспективы музея, который планирует открыть в «Ударнике» Шалва Бреус. Первая выставка — Премии Кандинского, которую показали в неотремонтированном еще здании, получилась хуже, чем в ЦДХ. А это — достижение. Зато взорвавшие ситуацию галеристы нас не покинули: новую галерею взамен старой открыл Марат Гельман — с благородной целью представлять провинциальные таланты. А Елена Селина, покинув пост директора XL, обещала делать выставки — хорошие и разные.


Мед, меха и шоу любимых художников начальства — в прошлом


Бланш Гринбаум Салгас, директор департамента современного искусства французских музеев: «Для меня этот год в России прошел под знаком Болотной и акции Pussy Riot. Удивительно, что министром культуры назначили борца с «мифами о России», человека со странной репутацией. Порадовало, что представлять Россию на Венецианской биеннале будет художник Вадим Захаров: это поможет понять московскую концептуальную школу. И премии радовали. Было приятно, когда Юрию Альберту вручили «Кандинского», директору Центра дизайна Artplay Алине Сапрыкиной — «Кариатиду», когда Pussy Riot художники присудили премию «Соратник». Жаль, что был раскритикован проект здания ГЦСИ на «Бауманской», но это открывает новые возможности — можно собрать в одном месте все коллекции современного искусства: и Третьяковской галереи, и ГЦСИ. Интересные вещи начинает делать Марина Лошак в новом объединении «Столица». А тут в Париже мэр Бертран Деланоэ раскритиковал план строительства будущего Российского духовно-культурного центра на набережной Бранли».