Тренд: иллюзия полета
Ситуация в сфере классической музыки и музыкального театра со стороны кажется оптимистичной — количество имен, циркулирующих в международном музыкальном сообществе, по-прежнему велико, Большой и Мариинский театры штурмуют бастионы, русская духовность живет и побеждает. Но на поверку оказывается: мы имеем дело с потемкинскими деревнями. За глянцевой обложкой проступает кризис русской исполнительской школы — талантливые музыканты все чаще уезжают учиться или доучиваться на Запад; русские певцы ищут постоянные и гостевые контракты за пределами Родины; остающиеся в Москве и Петербурге музыканты, чтобы прокормить себя, тратят время на халтуру.
С советских времен музыкальная индустрия работает на экспорт, ситуация «внутри» плачевна: среди сотни концертов, проходящих в Москве за неделю, дай бог наберется с десяток приличных. Размытые среди музыкантов и критиков критерии стандарта качества приводят к разброду и шатанию: за сумасшедшие деньги продают наспех отрепетированную программу, а достойные музыканты часто выкладываются за копейки. Благодарная московская публика — ускользающий миф: в концертные залы и оперные театры хлынул потребитель, с последним аккордом срывающийся в гардероб, желающий, чтобы его культурно «развлекали», хлопающий между частями симфонии и зачастую заходящий в зал с бутербродом из буфета, потому что — какая жалость! — здесь не продают попкорн. И пока мы продолжаем делать вид, что по части духовности мы впереди планеты всей, за заманчивым фасадом из двух десятков имен, символизирующих славу России, продолжается процесс разложения — кстати, и большая часть списка знаменитых отечественных дирижеров, инструменталистов и певцов давно наезжает в Москву по большим праздникам.
В оперу хлынул потребитель, заходящий в зал с бутербродом
Джон Ломис, музыкальный критик:
«Что бы ни происходило в России в последние несколько лет — коррупционные скандалы, фальсификация выборов, процесс над Pussy Riot, сращивание церкви и государства — страна продолжает удивлять остальной мир обилием талантов в сфере классической музыки. Западные музыканты, приезжая в Москву, поражаются теплоте и восприимчивости столичной публики, русские музыканты калибра Валерия Гергиева, Юрия Башмета, Вадима Репина, Анны Нетребко являются законодателями тенденций и хедлайнерами мировых фестивалей. Открывшийся после затяжной реконструкции Большой театр вновь вошел в список must see, и, судя по насыщенности афиш, другие театры не желают отставать. Сам факт, что Москва может позволить себе пять одновременно функционирующих оперных компаний, впечатляет — для сравнения, в Берлине их три, в Нью-Йорке две — и одна из них недавно обанкротилась. Москва экспортирует своих музыкантов. Чем туже закручиваются гайки в российской политической системе, тем больше расцветает сфера культуры. Но так было всегда — вспомним феноменальную славу Рихтера, Гилельса, Ростроповича, Атлантова и Образцовой в эпоху советского застоя».