Тренд: новое качество книжных фестивалей
«В каждом городе должна быть городская среда. В Москве ее нет. Это место финансовых потоков. Если бы я был финансовым потоком, мне было бы в Москве очень хорошо», — примерно в таком духе два года назад Борис Куприянов, основатель книжного магазина «Фаланстер», отзывался о российской столице. По его мнению, один из способов прирастить эту городскую среду — устраивать фестивали. С тех пор книжных фестивалей стало больше — к привычным уже июньскому фесту в ЦДХ, «Букмаркету», «Бу!фесту» добавились книжные мероприятия, организованные Гильдией независимых книгоиздателей во главе с тем же Борисом Куприяновым и основателем издательства Ad marginem Александром Ивановым, а также проект «Книги в парках», одним из идеологов которого стал опытный «фестивальщик» Александр Гаврилов.
Последний проект особенно любопытен, потому что по сути представляет собой первые ростки той самой городской среды: с середины сентября по начало ноября этого года (а в следующем году обещают прямо с мая) каждый выходной в трех парках Москвы — «Музеоне», Саду им. Баумана и Парке Горького — проходили мини-книжные фестивали с чтениями, лекциями, театральными и музыкальными представлениями, а в так называемых «Гоголь-модулях» (павильонах-трансформерах) продавались книжные новинки и букинистическая продукция по самым низким в городе ценам. Немаловажно, кстати, что «Книги в парках» и «Бульвар читателей» — фестиваль, с большим успехом проведенный Гильдией независимых книгоиздателей на Никитском бульваре в самый, казалось бы, странный для Москвы день, День города,— проходили при поддержке Московского правительства. То есть чиновники стали давать деньги на развитие книжной индустрии и «гуманизацию» городского пространства. И это не может не вселять надежду. Но это — если посмотреть изнутри книжной индустрии. Если же взглянуть снаружи, то выходит, что городские власти избрали самый малобюджетный способ решения проблемы. Театральный и музыкальный фестивали обошлись бы им в разы дороже.
Чиновники стали давать деньги на развитие книжной индустрии и «гуманизацию» городского пространства.
Элен Мела, руководитель отдела книги посольства Франции:
«В России литература либо серьезная, либо для быдла. А в промежутке почти ничего нет. Во Франции это пространство занимает качественная беллетристика: Давид Фонкинос, Николя Фарг, Мюриель Барбери, Анна Гавальда. Это не розовые романы, но и не то чтобы серьезные. Это книги о жизненном опыте, любви, чем-то бытовом. При этом в них присутствуют работа со словом, языковая игра. В России такой литературы почти нет. И юмора в ваших книгах — тоже. Кто пишет с юмором? Вот разве что Дина Рубина, которая все-таки между двумя культурами существует — русской и еврейской. Еще Акунин играет с литературой. Новых монументальных писателейя как-то в России пока не вижу. Люблю Маканина, но он не молодой писатель. Роман Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» необычен для нее. Эти авторы не повторяются. Прилепина, Сенчина называют неореалистами — ну какие они неореалисты? Это возврат к политической ангажированности и социальной критике. Александр Терехов и Дмитрий Быков очень многословны. Можно было бы писать плотнее. То, что делает Шишкин, — это скорее разрушение того, что составляло канон литературы. А что дальше? Мне очень нравится Юрий Буйда. Он один из самых интересных современных русских писателей. Изящное красивое письмо — он держит уровень. Его «Дон Домино» — гениальная вещь».
На фотографии Александр Гаврилов