Дарья Белоусова: «Соблазн мне играть неинтересно»
— Идеи пьесы эпохи Просвещения могут быть актуальны сейчас?
— Для меня ясно и совсем не старо, что женская честь и человеческое достоинство не должны быть попраны. Все мы грешим, но очищение и катарсис мы находим в мечте о лучшем, об идеале. Мне кажется, только это — путь к Богу, и вообще правильный путь. Мы должны стремиться быть чище.
— Ваша Эмилия готова умереть, чтобы не поддаться соблазну?
— Соблазн мне играть неинтересно. Это любовь. Но любовь, которой не может быть. Нельзя идти по головам. Чужое несчастье не даст тебе счастья. Многое можно сделать, добиваясь взаимности, но только то, что допустимо понятием «быть человеком». Суть моей Эмилии, как мы с режиссером определили, — «бег от любви». Она — человек светлый, человек чистый — «наталкивается» на любовь и не может ничего с собой поделать. Но эта любовь рушит не только ее жизнь. И она, как мотылек на огонь, летит к смерти.
— Первая за восемь лет большая трагическая роль… Сложно?
— Меня в «Современнике» никогда не «обижали». Спасибо Галине Борисовне Волчек и Господу Богу, что меня никогда не обделяли работой. Были ввод на заглавную роль в «Мурлин Мурло» и очень сложная роль в «Скрытой перспективе», и в «Пяти вечерах», и Лиза в «Горе от ума». Все они для меня очень важные и знаковые. Но артист должен развиваться, а развиваться он может только в новой, свежей работе. В Эмилии Галотти мне все интересно.
— Габриэлла Туминайте — новый для «Современника» режиссер. Чем-то она вас удивила?
— С Габриэллой очень интересно. У нее чуть-чуть другой менталитет, и потому ее театр совсем другой. Метафорический литовский театр с русским психологическим — казалось бы, две параллельные прямые, которые не могут пересечься. Но мне кажется, что наше «пересечение» может дать хорошие плоды. Да и сегодня Лессинга нельзя ставить «бытово». А Габриэлла предлагает мне существовать в острой форме. Думаю, судьба спектакля «Эмилия Галотти» будет сложной, но очень интересной.
— Вам с молодыми режиссерами проще или свои трудности есть?
— Мне кажется, молодой режиссер не может быть без изъяна. Умение вести за собой — качество, которое еще надо развивать. Поиски бывают и у «взрослого» режиссера, но он не показывает тебе своих сомнений. С молодым есть студийность, совместные искания, что очень хорошо. Но прочную спину ты не всегда чувствуешь. А ощущение режиссерской уверенности, умения даже «обмануть» артиста — оно дорогого стоит.
Фото Сергея Петрова