Тренд: реформы театральных площадок
Итак, в начале февраля заканчивается история скандалов вокруг назначения режиссера Кирилла Серебренникова художественным руководителем Театра им. Н. В. Гоголя и слухов о том, что в результате ремонта в зале зрительских мест стало вполовину меньше. Начинается история «Гоголь-центра», который обещает как раз зрительское пространство расширить за счет того, что работать будет чуть ли не круглосуточно. В дискуссионном клубе будут проходить лекции на актуальные не только театральные темы с последующим открытым обсуждением. В «Гоголь-кино» будут устраивать мировые премьеры фильмов, которым не светит российский прокат. В медиатеке можно будет посмотреть видеоверсии самых знаменитых спектаклей, причем не только новинок, но легенд ХХ века. Ну а на двух сценах кроме спектаклей резидентов Центра будут устраиваться музыкальные концерты, гастроли российских и европейских режиссеров. Так выглядит в планах проектная форма существования театра, то есть театра без постоянного репертуара. Хотя объявленные постоянные резиденты Центра — студия SounDrama Владимира Панкова, «Седьмая студии» МХТ и Компания современного танца «ДиалогДанс» (Кострома) — начнут свою работу на новой площадке вовсе не с премьер. В февральской афише гоголевская трилогия Панкова и перекочевавшие с «Платформы» «Отморозки».
Однако открытие готовится особенное. В программе «00:00» запланирована экскурсия с разными сюрпризами по всем закоулкам Центра, названная «Приключение». Знакомство со всеми резидентами завершит концерт с участием группы «PianoБой», пианиста Дмитрия Шурова и «Хоронько-оркестра». Билеты уже с середины января продавались влет.
А в это время… То есть в тот же самый уик-энд, 2 и 3 февраля, произойдет, похоже, прощальное событие в стремительно перестающем быть проектным театром Центре драматургии и режиссуры Казанцева/Рощина. С 1998 года там афиша формировалась из спектаклей разных команд-дебютантов, которые пытались заявить о себе. И существовали эти спектакли, пока на них собиралась публика или их участники (режиссеры и актеры) не расходились по «большим» театрам. Теперь, после смены руководства, те, кто до больших сцен не добрался, стали штатными работниками Центра и будут формировать его репертуар. Даже «Мастерская на Беговой» — проект, который весь прошлый сезон предоставлял возможность показать эскизы-заявки режиссерам-выпускникам, — к своей заключительной 9-й сессии изменит формат. Она проводится совместно с «Театром.doc». По заданной теме «Классика. Актуализация» известные драматурги — Михаил Угаров (по «Маскараду» Лермонтова), Максим Курочкин (по «Кандиду» Вольтера), Нина Садур (по «Лафертовской маковнице» Погорельского) — пишут специально для нее пьесы, которые представят в основном уже известные режиссеры: Михаил Угаров и Константин Богомолов. Зачем им «Мастерская»?
Вроде уже «мастера». Единственным молодым режиссером (но и она — уже обладатель «Золотой маски») в этом ряду остается Марфа Горвиц, которая покажет чуть выходящий за общие рамки конкретного проекта эскиз по уже признанной пьесе француза Жоэля Помра «Золушка». И уже сейчас ясно, что доводить до полноценной премьеры свой эскиз Горвиц придется где-то на другой сцене. Любопытно, что и в Театр им. Н. В. Гоголя, и в ЦДР новых руководителей привел один и тот же Департамент культуры города Москвы. И с какими разными целями…