«Джанго освобожденный», саундтрек
Почти два десятка лет назад именно Квентин Тарантино приучил нас относиться к саундтреку фильма — штуке сугубо утилитарной —как к чему-то большему. Решительно непонятно, как можно было суметь придать такую значимость компиляциям архивных (как правило) песен, фрагменты которых всего-то ненадолго включаются в фильме. Но у него получилось — саундтреки к «Бешеным псам», «От заката до рассвета» или «Криминальному чтиву» в 90-х слушались не хуже, чем актуальные для того времени альбомы. Другое дело, что на этом поле и помимо Квентина действовали серьезные игроки. Достаточно вспомнить саундтреки к «Трейнспоттингу» или «Девственницам-самоубийцам». И все же «тарантиновский саундтрек» оставался отдельным жанром со своими приметами: непременными цитатами из диалогов и подбором ретрокомпозиций, выдающим в составителе винилового коллекционера со стажем.
С той поры утекло немало воды, бюджеты фильмов Квентина выросли на порядок, музыкальный формат компакт-диска превратился в анахронизм, произошло еще множество маленьких изменений. Но саундтрек к «Джанго» — откровенно вторичной, зато крайне успешной в коммерческом смысле картине Тарантино —это что-то из разряда констант. Режиссер определяет жанр своего последнего фильма как southern (то же, что и «вестерн», но про американский юг). Этому определению и подчинен выбор треков. Стопроцентно ожидаемые персонажи из итальянских спагетти-вестернов, уже звучавшие в квентиновских саундтреках Луис Бакалов и Эннио Морриконе, плюс более современный черный неосоул — Энтони Хэмилтон, Джон Ледженд. Совсем уж эти направления срастаются, когда дело доходит до трека Рика Росса «100 Black Coffins». Под музыку, напоминающую опять-таки о существовании Морриконе, мордатый рэпер начитывает, что ему нужны сто черных гробов для ста плохих людей. А вот чего здесь нет: раньше Тарантино умел взять хорошо забытую песню и вдохнуть в нее новую жизнь, превратить в актуальный хит. Каждый без труда припомнит пару примеров. Фонотека маэстро оскудела примерно так же, как и фантазия?