Великий грешник. Интервью с Робертом Родригесом
Роберт Родригес феномен американской киноиндустрии, практически ее все: режиссер, сценарист, продюсер, оператор, монтажер, композитор, специалист по спецэффектам и даже… повар. Бюджет его первой картины «Музыкант», на которой он был режиссером, продюсером и дистрибьютором, составил 7000 (!) долларов. Потом он снял «Отчаянного», «От заката до рассвета» (с Квентином Тарантино), «Однажды в Мексике» и трилогию «Дети шпионов». Наконец, это именно он придумал снимать весь фильм целиком на фоне «зеленого экрана» технический прием, позволяющий совместить в одной картинке живого актера и мультик. (И не верьте, если вам скажут, что впервые этот прием был использован в «Небесном капитане» Керри Конрана, а не в «Детях шпионов». Когда Родригес это слышит, он лишь удивленно поднимает брови.)
Сегодня Родригес и его жена, продюсер Элизабет Авеллан, управляют кинокомпанией Troublemaker Studios и делают все, чтобы оправдать это название. (В переводе с английского troublemaker означает «нарушитель спокойствия».) Теперь он может позволить себе нанять батальон талантливых специалистов, а знаменитости умоляют своих агентов выведать его планы. Последнее творение Роберта Родригеса «Город грехов».
Давайте начнем с истории вашего конфликта с Гильдией режиссеров, чтобы побыстрее отделаться от этой темы, идет?
Идет. Все просто: я хотел, чтобы автор книжки «Город грехов» Фрэнк Миллер был сорежиссером фильма, и не знал, что иметь несколько режиссеров на одном фильме это против правил. Вот тут они пришли и просветили меня.
Это же происходит сплошь и рядом, разве нет?
А-а-а! Ну они сказали, что это все исключительные случаи, когда люди были командой еще до того, как решили снимать. (Замечает мой удивленный взгляд.) Это просто свидетельствует о том, что их правила уже давно устарели и не соответствуют новому порядку вещей. Мы были готовы снимать по-новому и понимали, что наше новшество не впишется во многие правила, и тогда я подумал, что не стоит ждать, пока их изменят. Тем более что менять правила очень хлопотный процесс. И непременно найдется кто-нибудь, кто пожелает этим воспользоваться. В нашем случае, если Гильдия режиссеров решит, что количество режиссеров на картине может быть так же неограниченно, как количество сценаристов или продюсеров, некоторые главы студий немедленно заведут песню о том, что, мол, «ты должен сделать меня сорежиссером… (Смеется.) В общем, Гильдия режиссеров не захотела превращаться в Гильдию сценаристов, которые указывают в титрах такое количество людей, что не понятно, кто там вообще чем занимался. Я понял их позицию…
…И вышли из Гильдии?
Да, поскольку я знал, что в любом случае мы снимаем очень странное кино. Которое может не вписаться не только в это правило, но и в какие-нибудь другие их правила. О чем я им честно и сообщил. И сказал, что поэтому мне по-любому лучше будет из Гильдии выйти. Правда, теперь я не смогу снять один фильм… (Речь идет о картине Принцесса Марса. Предполагалось, что Родригес станет режиссером, но после ухода из Гильдии ему пришлось отказаться от участия в проекте.- Прим. ред.) Но, с другой стороны, это просто означает, что я снова буду делать что-нибудь свое. Между прочим, в какой-то момент Джордж Лукас хотел экранизировать Принцессу Марса и не смог получить права, поэтому он написал Звездные войны. Мне придется последовать его примеру.
Приятно это слышать. Ведь многие, попав в подобную ситуацию, сдавались Гильдии и шли на компромиссы. А теперь расскажите, как вы снимали Город грехов.
Знаете, возможно, это был самый сложный фильм из всего, что я сделал. Я думал, будет легко просто скопировать на экране то, что нарисовано в книге, и порядок. Это же особая книжка, сделанная в самом кинематографичном жанре жанре комикса. Но оказалось, что, когда ты экранизируешь комикс, ты все равно снимаешь фильм. Что допустимо в комиксе, недопустимо в кино. Поэтому мы и снимали на зеленом экране: он позволяет сосредоточиться на актере или на персонаже, или на том, к чему нужно привлечь внимание зрителей, и при этом нет никаких отвлекающих деталей, которые неизбежны, когда снимаешь на настоящей площадке.
А вы не боитесь, что все будут смотреть только на то, как снят фильм, и не заметят, про что он снят?
Нет, не боюсь. Сделать из комикса Город грехов обычный фильм значило бы просто ограбить его. Ведь первое, что тебя здесь поражает, это образы. Мне во что бы то ни стало нужно было перенести их на экран и сохранить комиксное обаяние. Это можно было сделать только с помощью зеленого экрана и цифровой съемки. Мы снимали на цифру не для того, чтобы сэкономить, для нас это был единственный шанс передать образы в стиле черно-белого фильма-нуар. Если бы мы снимали в обычной обстановке и обычной камерой, все вышло бы серым из-за полутонов. Ведь все старые черно-белые фильмы на самом деле серо-белые, вы не замечали? А нам нужно было создать абсолютно черно-белый фон такой черно-белый, которого вы никогда раньше не видели. Нам пришлось избавиться от всех полутонов так же поступил автор этой книжки Фрэнк Миллер, работая пером и чернилами. Я понимал, что иду на такой тотальный эксперимент, но чувствовал себя комфортно.
Вас вообще это здорово заводит сделать то, чего никто раньше не делал?
Ммм… Не знаю. Я помню, что когда взялся за этот фильм, то подумал: это будет черно-белое кино с потрясающими женщинами, классными винтажными машинами и крутыми мужиками. Название Город грехов. Быть может, никто его не захочет смотреть, но я его сниму. В итоге получилось такое, знаете, сочное, стильное и вообще другое, совершенно новое и захватывающее кино. И оно понравилось публике. Оказалось, люди именно такого и ждут. Они понимают, что видели уже кучу всего одинакового, а увидеть то, чего раньше никогда не видели, как выяснилось, это здорово заводит зрителя.
Фрэнк Миллер сразу принял вашу экспериментаторскую идею?
Мы с Фрэнком вообще отлично сработались. Я хотел, чтобы он был режиссером, а не просто присутствовал как сценарист или продюсер. Я понимал, что в этом случае его задвинут в какой-нибудь угол и время от времени будут приносить кофе и сэндвичи. А вот если бы он стал режиссером, всем бы пришлось его слушаться. Я не хотел, чтобы у нас получился Город грехов Роберта Родригеса. Фрэнк много работал с актерами, так как лучше всех знал характеры своих персонажей. Я, например, ничего о них не знал, потому что в книжке есть далеко не все, большая часть информации находится у него в голове. Когда-то я сам был карикатуристом, и поэтому я сказал ему: На самом деле быть режиссером это практически то же самое, что рисовать. Ты не должен являться на площадку при полном параде и быть Режиссером. Скорее это напоминает то, что ты привык делать в качестве карикатуриста». Он был потрясен, что все так похоже, что смог вот так включиться и через пару недель уже знал, что и как делать на площадке.
А кого люди будут больше критиковать за избыток насилия в фильме Фрэнка Миллера или Роберта Родригеса?
Вы думаете, кого-то будут из-за этого критиковать? Ну да, тут есть насилие… Но оно такое абстрактное, ненастоящее. Эстетское такое насилие. Это все из-за стилистики фильма. И вообще, я ни разу не слышал ни одного упрека за «Отчаянного». Когда люди критиковали ребят типа Квентина Тарантино за отрезанное- за кадром (!) ухо, я сотнями косил людей в моих фильмах, и никто мне слова не говорил из-за моего тона. Я думаю, здесь будет то же самое. А вообще, это ведь «Город грехов». Он должен быть грешным! И напоследок это не мое кино, это «Город грехов» Фрэнка Миллера. Я просто был верен материалу. Я умываю руки.