Кэтрин Бигелоу: «Это важнейший сюжет в моей жизни»
— Как вы относитесь к тому, что люди судят о ваших политических взглядах по «Цели номер один»?
— Я уже не удивляюсь ничему. То же самое было и с «Повелителем бури» — после него все хотели знать, что я думаю насчет войны в Ираке. Я была ошарашена: не представляю, как можно выйти с показа этого фильма с желанием встать посреди усыпанной щебнем улицы и начать выдергивать провода из взрывного устройства. По мне, «Повелитель бури», напротив, отражал всю бесплодность этого конфликта.
— Но все-таки — что бы вы ответили тем, кто считает, будто «Цель номер один» оправдывает пытки?
— По-моему, это даже занятно — что кто-то смотрит «Цель номер один» и каким-то образом приходит к выводу, что фильм поддерживает такие жесткие методы. Это просто непостижимо! Конечно же, когда я бралась за фильм, то думала: если мы не отобразим те прискорбные действия, которые совершались во имя охоты на Усаму бен Ладена, то однажды они повторятся.
— Сценарий во время съемок приходилось изменять?
— Во время съемок самого рейда на укрытие бен Ладена в Абботтабаде мне очень повезло поработать с парой вышедших в отставку «морских котиков», разъяснявших технические детали. Это была максимально регламентированная операция — она разворачивалась не так, как это принято в голливудских фильмах. По крайней мере, так мне это объясняли десантники.
— Важно ли было избежать триумфального пафоса в финале? Не представлять смерть бен Ладена как нечто духоподъемное?
— От пафоса очень ловко и красиво уходил уже сценарий. Да, охота на бен Ладена в итоге оказалась успешной, но фильм ставит такой вопрос: что теперь? Куда дальше? Что нас ждет как страну? У нас как общества есть возможность поразмышлять и подискутировать об этом.
— Поэтому когда в самом финале Майю спрашивают: «Куда вы хотите отправиться?» — это на самом деле вопрос всем нам?
— Скорее это опять же приглашение к обсуждению всех постыдных событий, свершившихся во имя охоты на бен Ладена, — в надежде, что история не повторится.
— Какой вообще была ваша мотивация, когда вы брались за фильм?
— Мы пережили долгое, мрачное десятилетие, и «Цель номер один» для меня была шансом пролить свет на саму охоту, на операцию, на упорство отдельных личностей, оказавшихся в ее эпицентре. Можно, наверное, сказать, что это важнейший сюжет в моей жизни. Его злободневность и тема для меня невероятно значимы: ты получаешь возможность заняться черновым наброском истории.
Интервью Дэйва Кэлхоуна