Интервью: Василий Бочкарев
Вам сразу понравилась пьеса «Дети солнца»?
Есть легенда, что Станиславский, прочитав «Детей солнца», на коленях умолял Горького отдать эту пьесу в МХТ. Не могу сказать, что мне захотелось повторить его поступок после того, как я впервые ее прочел. Зато потом она мне очень понравилась. Горький заставляет задуматься о взаимоотношениях человека и времени, в котором он живет. О смысле его поступков, их последствиях и о том, может ли человек распоряжаться жизнью других людей, не думая о том, что случится через несколько лет. Пьеса «Дети солнца» наполнена мощной энергетикой. Если актер сумеет ее передать, то зритель ее почувствует и вслед за ним войдет в созданную автором среду. Всегда интересно, если на спектакле возникает этот треугольник: автор — актер — зритель. Зрители реагируют на идеи и энергетику автора, и наша совместная работа может высветлить новые, неожиданные смыслы.
Как вам работается с Адольфом Шапиро?
Обычно артисты любят фиксировать уже найденный рисунок, но мне нравится, когда режиссер пытается раскрыть созданный драматургом образ то с одной стороны, то с другой. Именно так работает Шапиро, и поэтому мне очень интересно с ним работать. Пока есть время, нужно пробовать что-то новое, чтобы репетиция стала творческой лабораторией. Спектакль получается живым, если родился из импровизаций, наполнен внутренним движением, а артисты понимают друг друга даже без слов.
А бывает, что режиссеры вас раздражают?
Мне не нравится, когда режиссер во время репетиции сидит за столиком и что-то тихо воркует в микрофон. Гораздо интереснее, если он не сидит, а постоянно поднимается на сцену, что-то подсказывает артистам, заряжает их своей энергетикой, следит за тем, что получается. Так репетировали Анатолий Эфрос, Анатолий Васильев, Борис Морозов. Адольф Шапиро тоже не любит сидеть на одном месте.Знаете, если сосчитать, сколько километров он за время репетиций «Детей солнца» пробежал до сцены и обратно, наверное, получится расстояние от Москвы до Петербурга.
Скажите, вам интересно было бысыграть в спектакле режиссераэкспериментатора, например,Андрея Жолдака?
Не знаю. Я собираюсь посмотреть спектакль«Москва. Психо», но пока не посмотрел, боюсь делать выводы. Я ведь играю не только в Малом театре. Например, мне интересно играть в «Записках русского путешественника» Евгения Гришковца в «Школе современной пьесы». Казалось бы, это совсем не мой театр и не мой автор: у пьесы необычная структура, биографии героев размыты. Но иногда пьеса может извлечь из актера новый, непривычный звук, и ты как будто становишься частью незнакомой мелодии. Это всегда интересно.