Интервью: Джей-Джей Йохансон
Не страшно ли вам порой выносить личные переживания на публику?
Я всегда так делал, начиная с первого альбома. 90 процентов всех моих текстов очень интимны. Если я рассказываю историю, она должна быть подлинной, должна что-то значить для меня. Поэтому я никогда не стану петь чужую песню. Разница между моими прежними альбомами и этим заключается в том, что раньше композиции были не связаны друг с другом, а новая пластинка — как книга, из которой слова не выкинешь. Именно эту работу было логичнее всего назвать автопортретом.
И до какой степени интимности вы сумели дойти? Наверняка же есть грань, через которую вы не перейдете.
Трудно так сходу сказать. Вообще все мои тексты основываются на моих заметках в дневнике, которые я пишу на шведском. Я перевожу их, придаю им стихотворную форму — таким образом они проходят литературную обработку. То есть между первоначальной записью и конечным результатом есть разница, что в какой-то мере устанавливает дистанцию между мной и слушателями. Но все равно мне бывают очень трудно исполнять некоторые композиции вживую, поскольку приходится заново переживать те эмоции, о которых я пою.
Вы можете «написать» еще один автопортрет лет через десять-пятнадцать?
Конечно. Каждый мой альбом отражает меня и мою жизнь в конкретный период времени. Мой первый альбом был очень романтичным, второй — ностальгическим, третий — полным злобы и разочарования. Теперь же я смог писать не просто как мужчина, но еще и как отец и муж; последние два обстоятельства заставили меня сильно повзрослеть. Я могу не петь об этом напрямую, но перспектива определенно изменилась. Если кто-то попросит меня написать композицию так, как я делал это лет шесть-семь назад, я просто не смогу это сделать — что было, то прошло, а теперь у меня изменились настройки.
Когда вы приезжали в Москву в прошлый раз, вы говорили, что звучание новой пластинки будет акустическим. Но я бы сказала, что это почти трип-хоп. Обман слуха?
Во время записи мы не использовали электронику вообще. Может быть, то, как мы записали инструменты и какие сделали аранжировки, несколько вас дезориентировало. Я бы сам никогда не назвал эту работу трип-хопом: он ассоциируется у меня с сэмплированием и замедленным, сонным темпом. Я считаю, что «Self-Portrait» — мой самый акустический альбом. Раньше мы сидели с клавишником в студии и старались подобрать звук, больше всего напоминающий виброфон, а сейчас мы просто играли на виброфоне. И должен сказать, что получилось лучше, быстрее, а для нас еще и веселее.