«Идеальный муж»: мнение редакции Time Out
5 марта 2013
3 мин
Вся Москва обсуждает новую постановку Константина Богомолова в МХТ. Идеален ли муж?
За — Анна Гордеева, редактор рубрики «Балет & танец»: «В нашем театре не хватает веселой злобы. Настоящей, великолепной, честной злобы, что горит ясным огнем в «Фейсбуке». Обменявшись потешными фотожабами и комментами «они о…ели», собеседники помогают друг другу пережить стресс — и это народное времяпрепровождение не может не отразиться на театре, ведь помощь в выживании — одна из важнейших театральных функций. «Идеальный муж» в МХТ — дико смешной, безжалостный, раздающий пощечины направо и налево. Р-раз! — и получили свое наши шансонье (гомерический монолог певца Лорда на сцене как бы Кремлевского Дворца — абсолютно в духе Стаса Михайлова). Еще р-раз! — и под раздачу попали заслуженные деятели искусств, прогибающиеся перед властными бандитами (нет в спектакле персонажа более жалкого, чем увешанный наградными фиговинами «последний русский интеллигент», сотворивший портрет прези… прошу прощения, Дориана Грея). Третий раз с переворотом — хищные бизнесвумен (дама способна кончить только тогда, когда наблюдает, как на ее счет падают денежки). Но «Идеальный муж» хорош не только тем, что на нем можно посмеяться, — можно еще восхититься чисто театральным мастерством постановщика. Богомолов сотворил его как 3D-головоломку: в первом действии собирается один фрагмент, во втором — другой, и только когда в третьем правильно поставленная деталька защелкивается — видна безупречная стройность конструкции. В которой использованы фрагменты пьесы «Идеальный муж», повести «Портрет Дориана Грея», куски из «Фауста» и «Трех сестер» и много чего еще — а получился точный портрет нашего времени».
Против — Елена Груева, редактор рубрики «Театр»: «Пересказывать спектакль веселее, чем смотреть. Энергии радостного самоупоенного хулиганства хватает от силы на первые полчаса. Но когда все провокационные дразнилки — про министров-гомосексуалистов; шансонье-киллеров; педофилов, покупающих сирот «на воспитание»; ветеранов-гомофобов-антисемитов-сталинистов; священников-сводников и пилеж бюджета Сочи-2014 — произнесены… их начинают произносить заново и с той же интонацией. И так больше четырех часов. У злости создателей нью-«Мужа» своих слов не хватает. В ход идут пародии с использованием слов Чехова, Гете, Шекспира и Уайльда. Тоже смешно поначалу. Но актов-то три… Издевательств над шансоном — явный перебор. Но потом понимаешь, что все эти забубенные музоны — единственные эмоциональные акценты в долгом монотонном словоговорении. По мере развития сюжета начинаешь улавливать совершенно неожиданные мотивы. И если они тонко продуманы режиссером (что не факт), то о какой злости к пародируемым может идти речь? Два главных героя — киллер-шансонье и министр — это Ромео и Ромео наших дней, в точности с шекспировскими коллизиями, любящие до самопожертвования и картинно гибнущие за любовь. Первый стреляется — брызгая алой кровью на белоснежные кровать и стену, второй — рядом с телом возлюбленного, но прикрывшись государственным флагом. А тот самый «прези…» и вовсе сравнивается с неземным красавцем — нестареющим Дорианом Греем. Да этот спектакль еще будут как предвыборный рекламный ролик крутить! Так что мхатовские смельчаки и за усы вроде подергали, но и к груди припасть не забыли».
Посмотреть афишу спектакля «Идеальный муж»
Фото Екатерина Цветкова