Дилан Моран: «В России мне падать очень приятно»
— В России жанра стендапа в западном понимании почти не существует. Как бы вы определили этот жанр для того, кто его никогда не видел?
— Стендап — это когда на сцене говорит мужчина или женщина. Такой человек может говорить о чем угодно и не должен себя ограничивать. Если он заставляет вас смеяться, вы слушаете. Если нет — вы идете прогуляться, или прячетесь в норе, или душите себя.
— Как стендап меняет город, страну, нацию?
— Люди хотят говорить и слушать о себе. В голове у каждого живет крошечная мышка, которая бегает по крошечному колесу. Некоторое время ты наблюдаешь за этим зоопарком, а потом идешь выступать.
— Почему стендап в Великобритании называют новым рок-н-роллом?
— В Англии стендап идет повсеместно. Это могут быть залы и на 100 человек, и на 20 000. Если шоу в самом деле хорошее, вы чувствуете волнение и радость, как на рок-концерте. Ну разве что на стендапе меньше народу блюет.
— В чем вы видите специфику национального юмора? Каким вы видите российский юмор? И как в зависимости от этого адаптируете шоу к разной аудитории?
— Лучший русский юмор — тонкий, очень сухой, за ним чувствуется мощь. Русские могут описать целый мир одной фразой или жестом. Вы разговариваете спокойно — и внезапно переключаетесь на ярость. То есть отчужденность, незаинтересованность — и вдруг мгновенная страстность, при этом никто не способен понять, что говорит другой человек. Это напоминает мне Ирландию. Национальный юмор и ирония во многом исходят из литературы. Я очень люблю типажи, описанные в русских книгах и пьесах: грубый невежа, девушка, помешанная на своей любви, маленький человек, которого подавляет гигантская система и который одержим собственной значимостью. Эти типажи можно найти где угодно в мире.
— Как вы разграничиваете плохую и хорошую комедию? Есть ли безошибочный маркер?
— Не так уж часто встречается действительно хорошая комедия — равно как и драма. Отличить хорошую комедию от плохой просто. Когда вы видите нечто в самом деле смешное, сразу все ясно. Это как с друзьями: вы же ищете людей великодушных, правдивых, умных. То же самое и с комедией. Просто избегайте людей, которые несут банальщину о проблемах у них в штанах.
— Сколько материала вы отправляете в корзину? Какое количество шуток и идей не доживает до шоу?
— Я никогда не заканчиваю работать над материалом, он никогда не становится для меня идеальным. Я что-то забываю, что-то выбрасываю, ищу одно, а нахожу другое, что даже не помню, как написал, и пробую это. Это бесконечная катастрофа в замедленном режиме. Это похоже на ощущение за секунду до падения: вы понимаете, что сейчас упадете, но вам даже любопытно, как все это пройдет. В России мне падать очень приятно.
Интервью Игорь Меерсон, Stand-Up Original