Бизнесмены о кризисе
Как поживаете, господа? Представители рекламного и туристического бизнеса, киноиндустрии и медицины, рестораторы, ретейлеры и риелторы рассказывают Time Out о том, пришел ли кризис в их профессиональную сферу
Подробнее
Я считаю, что случившееся стране, а особенно Москве, пойдет только во благо. Последние два-три года появилась «мутная пена» во всех областях жизни, многие после кризиса опустятся на землю. На мой взгляд, в последнее время страну наводнили шальные деньги. Мне очень понравилось выражение одного человека: «Подумаешь, кризис! Кто-то на один “Лексус” меньше купит». И я абсолютно не волнуюсь — мне все это офигенно нравится, я просто счастлив. Я еще год назад начал говорить, чтоб народ спускался на землю. Ко мне приходят устраиваться на работу люди, называют какие-то цифры фантастические, хотя учатся на четвертом курсе вуза или только закончили, начинают рассказывать, что надо снимать жилье и автомобиль взят в кредит, про хобби недешевые. Ты все это выслушиваешь и думаешь: «Кому платить? Человек в жизни еще ничего не видел и не сделал». Безработица — это тоже хорошо. Бешеная проблема — люди ходят и говорят: «ДАЙТЕ ДЕНЕГ, А ДЕЛАТЬ Я НИЧЕГО НЕ ХОЧУ И НЕ БУДУ». А сервис? Когда к тебе подходит официант, у него в глазах немой вопрос «че надо?», а на лице написано, что он закончит институт, найдет свою нефтяную вышечку и завтра я его буду обслуживать. Ситуация очень хорошая, потому что останутся крепкие банки, и так же в нашем бизнесе останутся профессионалы. В агентстве мы будем держаться за профессионалов, и тогда наступит время работодателя, а не наемного сотрудника. Я знаю, что во многих компаниях проблемы с дисциплиной, приходится давать нагоняи, чтобы заставлять что-то делать. Сейчас люди заволнуются, начнут активность проявлять. Когда идет такая чистка — это нормально. Я своим сотрудникам советую отключиться от информационного потока и сконцентрироваться на текущих делах, задуматься о своей работе, клиентах, немножко притормозить и почистить перья. Трудоголики, создающие действительно что-то материальное и приносящие доход, обязательно выплывут.
Мы не пользовались услугами кредитования, поэтому у нас все в порядке. Тем, кто начинает свое дело, сейчас нелегко — многие проекты замораживаются. Мы тоже стали осторожней в финансовом плане — не берем помещения с высокой арендой, не вступаем в рискованные проекты. Из плюсов кризиса — надеюсь на коррекцию перегретых цен на московскую недвижимость.
Нельзя сказать, что спрос сейчас находится на нуле, люди продолжают покупать квартиры в Москве, дома за городом. Рынок недвижимости гораздо инертнее многих других, поэтому изменения происходят на нем мягче и дольше, чем на фондовом рынке. В ближайшие месяцы обострится конкуренция. Владельцы слабых, переоцененных проектов будут вынуждены снизить цены или уйти с рынка. Эти процессы меньше всего затронут качественную элитную недвижимость. Если вспомнить 1998 год, то цены на Рублевском шоссе тогда так и не снизились за время кризиса. То же самое происходит сейчас на Новорижском шоссе, Рублевке, Остоженке.
Кризис, безусловно, в киноиндустрииощущается. Мы, например, сейчас имеем в постпродакшене две картины. И у нас был плановый кредит на эти картины — банк, с которым у нас была договоренность, их предоставить не смог. Мы, конечно, нашли деньги в другом банке, потому что у нас есть репутация и 95% картины закончено — в общем, есть подо что кредит брать. Если бы мы были на середине процесса, то дело бы серьезно застопорилось. Я знаю много прецедентов, когда замораживались проекты. С другой стороны, кризис имеет и неплохие стороны для киноиндустрии: дело в том, что в этой области существует не очень приятная диспропорция финансов. Выходит глупо: люди не имеют никакого опыта работы, влетают на площадку, снимают — получается не очень. После таких случаев крупные понимающие компании инвестируют в кино с опаской. Плюс из-за шального капитала начинается бешеная перекупка специалистов — и, соответственно, растут зарплаты до такой степени, что становится смешно: спрос на специалистов гораздо больше, чем адекватных предложений. Возможно, в ходе кризиса эта ситуация выправится, и деньги станут распределяться с умом.
ЭМИН АГАЛАРОВ, коммерческий директор Crocus Group На себе ощущаем финансовую нестабильность — банки отзывают истекшие кредиты, не рефинансируют их и не открывают новые. Дорогие кредиты увеличили расходы по всей группе компаний Crocus Group Fashion Retail, а это торговые площади плюс 28 бутиков в «Крокус Сити Молл» и 16 по городу. Для нашего бизнеса положительным моментом может стать только снижение курса евро относительно доллара, отчего стоимость продукции европейских брендов подешевеет. Риски в нашей отрасли есть всегда, особенно в период кризиса. Ситуация на сегодняшний день кажется тяжелой и непредсказуемой, делать какие-либо прогнозы сложно по причине полной глобализации экономики, но мы должны быть готовы ко всему. Кризис 1998 года в прошлом — думаю, из этого тоже выйдем.
На туристической отрасли кризис, конечно, скажется — мы в рынке, и если этот рынок сжимается, то люди будут экономить, и в первую очередь на таких услугах, как выездной туризм. Уже видно, что за последние недели идет снижение заказов: где-то от 20 до 30% — в зависимости от направления. Например, по Арабским Эмиратам снижения количества заказов мы не замечаем, но скорее всего потому, что это традиционно дефицитное направление. А вот по Таиланду на 20-30% падает спрос. С одной стороны, рлтому что кризис, а с другой — потому что серьезно поднялись цены на топливо и, как следствие, на перевозку, а компании перевозчики пока не скорректировали их обратно. Поскольку сейчас не очень понятно, как дальше будет развиваться кризис, все продажи сместились в сторону last-minute-моделей. И если в прошлом году в это время уже шло активное бронирование билетов новогоднего периода, то сейчас наблюдается легкое затишье.
Кризис не может не сказаться на ресторанном бизнесе. В Москве и в Петербурге мы пока не почувствовали заметного оттока клиентов — как ходили, так и ходят. А вот в США кризис заметен сильнее, люди стали реже посещать рестораны. И Los Dados, принадлежащий нам, который так успешно стартовал в Нью-Йорке, тоже теряет посетителей. Однако кризис — это время не только терять, но и приобретать. Трудно делать какие-либо прогнозы, так как никто не знает, как и когда он закончится. Но я знаю, что, например, 1998-й, дефолтный год стал стартовой площадкой для многих успешных проектов. Не исключено, что кризис в первую очередь отразится на тех, кому было что терять, то есть на посетителях дорогих ресторанов. Соответственно, можно ожидать оттока клиентов из дорогих ресторанов в демократичные, что для последних, безусловно, положительные последствия кризиса. Более того, считаю, кризис послужит для всех проверкой на прочность:шансов на выживание будет больше у ресторанных компаний с грамотным менеджментом, который сможет правильно отреагировать на меняющуюся ситуацию. Мы к кризису и его последствиям готовы, стараемся держать ситуацию под контролем и уже предпринимаем соответствующие меры.