«Наша задача — сделать актуальное высказывание»
— Классик не давит?
— Это приключение. Опасно, азартно, но очень интересно. Что-то стоящее может получиться только тогда, когда ты берешься за серьезную работу. Мы отрываем там такие пласты! И Шекспир, и Фрейд, и Ницше. Кто-то увидит современный блокбастер, кто-то — модные медиакартинки, кто-то разглядит историю любви и грехопадении. Наша задача — сделать с помощью тех средств, которые предлагает современный театр, развернутое и актуальное высказывание.
— То есть будете «осовременивать»?
— Это история не только Лондона рубежа XIX–XX веков, она может произойти и сегодня. Вступая во взаимодействие с текстом, мы находимся одновременно и в Лондоне, и в Москве. А также в Нью-Йорке, Токио и так далее. Простого переноса в сегодняшний день не будет: у нас нет мобильных телефонов, ноутбуков, и текст полностью сохранен. Глупо переписывать монологи, добавлять модные слова и прочее. Мне очень важен текст. Сейчас много людей, которые используют текст как повод и заполняют его своими любимыми картинками. Это очень легко. Я могу сделать актуализацию чего угодно. Сделать из Библии комикс или из «Ромео и Джульетты» порно-мюзикл — не проблема, но это очень дешевая провокация. Энергия взрыва, аннигиляции текста, разрушение — уже вчерашний день. Для всех в Ермоловском театре — от художника до завпоста — важно найти смысл, который принесет зрителю пищу для ума и сердца.
— Герой нашего времени — лорд Генри или Дориан Грей?
— Я увидел, что лорд Генри, Безил, Дориан Грей и Оскар Уайльд — один и тот же человек. Это разговор автора с самим собой. История о человеке, который не смог преодолеть соблазн красоты. Красота — это идея. Очевидно, что сегодня она — самая главная сила. Америка сейчас управляет всем миром не долларом и не авианосцами. Голливуд — вот та огромная машина, которая промывает нам мозги. Именно там сейчас находится поле боя за души и за состояние умов.
— Тяжело со старшими найти общий язык?
— Со старшим поколением все в порядке. Я очень много получаю от работы с Андреевым, Головиной, Назаровой и, безусловно, с Меньшиковым. Но проблемы существуют. Труппа сложная, но это не значит, что она менее профессиональна, чем труппы других театров. «Новый театр» требует качественно «нового» актера. Он должен быть в разы образованнее, уметь петь, танцевать, владеть несколькими музыкальными инструментами, быть акробатом. Актер должен быть «человеком эпохи Возрождения». В нашей постановочной команде есть не только композитор, саунд-дизайнер, художник видео, но и педагоги по речи, по хореографии, английскому языку, вокалу. Театральные «службы» от нас уже «вешаются», но все понимают, что все это необходимо. Предстоит научиться делать то, что не могут делать другие.
— Что нужно, чтобы вернуть Театру имени Ермоловой успех?
— Вариант только один — работа. Огромную работу по приведению театра в чувство делает Олег Евгеньевич Меньшиков. Он понимает, что получил в свое управление сложный организм. Но главное сейчас — не делать «ампутаций». Нужны профилактика и «физиотерапия». Нужно больше работать и меньше говорить. Сразу ничего не бывает.