Начало
Сны — забавная штука. Завораживающая — когда видишь их сам, и скучная, как позднее утро на окраине, когда их тебе пересказывают, если, конечно, рассказчиком выступает не Зигмунд Фрейд. Или, как выясняется, Кристофер Нолан, 39-летний британский режиссер, известный по «Помни» и «Темному рыцарю». Лекарство от скуки, порождаемой чужими снами, Нолан нашел в сочетании ошалелой, изменчивой, вывернутой наизнанку природы сна с напором быстрого ритмичного экшена о миссии, насколько невыполнимой, настолько и невероятной. Сочетании, для которого он разработал собственный поразительный киноязык, отражающий врожденную странность снов. А что еще лучше, в снах, которые переносит на экран Нолан, фигурируют улицы Парижа, складывающиеся на манер картонной коробки, и поезда без рельсов, проносящиеся сквозь ночь. И никаких всем знакомых маленьких радостей сновидений, где ты бесконечно пересдаешь экзамены или раз за разом не успеваешь на самолет!
Нолан обрушивает на зрителя целый ураган трюков, спецэффектов, сменяющих друг друга мест действия и актеров, и все ради того, чтобы оживить одну эффектную идею. Вот какую: в придуманном им мире есть те, кто способен извлечь образы и мысли из разума спящего человека. Все, что нужно — размякнуть как следует, заснуть и войти в чужое подсознание. Более того, истинные мастера могут даже произвести подмену, засунув в голову жертвы идеи, которых прежде там не водилось. Именно такой финт и пытаются провернуть, мотаясь из Токио в Париж, а оттуда в Момбасу, эксперты по извлечению Дом (Леонардо Ди Каприо) и Артур (Джозеф Гордон-Левитт), которым помогают новички Ариадна (Эллен Пэйдж) и Эймс (Том Харди). Все они работают на некого Сайто (Кен Ватанабе), охотятся за бизнес-магнатом Робертом (Киллиан Мерфи) и руководствуются мотивами самого разного толка — от финансовых до интеллектуальных. У героя Ди Каприо есть дополнительный стимул — его преследуют воспоминания о жене Мэл (Марион Котияр), и понадобится полноценная зачистка сознания, чтобы он смог вновь обрести утраченное когда-то счастье.
Хвала Нолану — ему удалось создать настоящий шедевр, который при этом просто обязан стать сверхпопулярным. Как любая хорошая фантастика, «Начало» требует от зрителя серьезного внимания к чистой фантазии, плоду воображения, прикрывающемуся убедительными идеями и исключительным мастерством исполнения, но эта фантазия здесь сочетается с точнейшими наблюдениями о жизнях, которые мы проводим, обняв подушку. Подобно сну, фильм Нолана тихонько тлеет, когда загорается свет, но пока он идет, кажется, что нет на свете ничего важнее его разгадки.