Около «Ноля»
Возраст
Федору Чистякову в декабре исполнилось 45. 27 лет назад он впервые заявил о себе дебютным альбомом группы «Ноль», который назывался «Музыка драчевых напильников». Во второй половине 80-х в Ленинграде не было дефицита талантливых рок-музыкантов, но даже на их фоне Чистяков не затерялся.
Звучит как
«Ноль» был натуральным панком по духу, а по форме являлся натуральной поп-музыкой с серьезным коммерческим потенциалом. Это панк, сделанный на русском материале и с русским звуком, — к примеру, ключевым инструментом у Чистякова был баян. То, что Чистяков не допел в 90-е, за него десятилетие спустя допела группа «Ленинград».
Высшая точка
В 1991-м у «Ноля» вышел альбом «Песня о безответной любви к Родине», содержащий, без преувеличения, народные песни «Иду курю», «Песня о настоящем индейце», «Человек и кошка». Но последним и окончательным высказыванием выглядит следующий альбом — мрачная, как деготь, «Полундра», которая вышла в 1992-м, когда Федор Чистяков уже находился за решеткой.
Низшая точка
Трагический рок-н-ролльный герой, Чистяков — тот Сид, который не убил свою Нэнси, хотя старательно и неумело пытался. Тюрьма «Кресты», психиатрическая экспертиза, признавшая его невменяемым, принудительное лечение.
После «Ноля»
Рок-звезда Федор Чистяков, Дядя Федор, «русский Джим Моррисон», перестал существовать — вместо него появился другой человек, казалось, ненавидевший свое прошлое. В том числе — музыкальное. Новый Чистяков отрицал рок-героику и занимался пролетарским трудом. Первым альбомом Чистякова после лечебницы был «Когда проснется Бах» — инструментальные каверы. Появились в его багаже и другие экзотические релизы — детские песни, советские каверы, неизданный сборник госпелов, записанный для Свидетелей Иеговы. Исполнять песни «Ноля» Чистяков не хотел. А когда все-таки начал, это напоминало каверы на самого себя.
Настоящий момент
Альбом «Правило игры» слушать страшно, но необходимо. Впервые за много лет Чистяков записал полновесный альбом. Который подытоживает его продолжительные искания и мучения. Длинные песни с затяжными гитарными «соляками», надтреснутый голос, пропитанный чувством беспокойства; фолк и блюз, губная гармошка и баян. Эти песни исполняет сивка, укатанный крутыми горками. Вместо «Северного буги», лихого и отчаянного, Федор поет «Северный блюз» — примерно о том же, только сбивчиво, многословно и без былого гибельного восторга. Словом, слушать альбом тяжко, поэтому многие могут не добраться до финальной «Прости, дорогая». И вот это было бы неправильно.