Бонд без понтов
6 ноября на экраны выходит новый фильм про агента 007 — «Квант милосердия». Это первый фильм в самой прибыльной и долгоиграющей в истории кинофраншизы, который является сиквелом предшественника — «Казино Рояль».
Нам довелось жить в мире, в котором помимо вещей безусловно реальных — нефти, водки, искусственного спутника земли, финансовых кризисов — существуют и вещи, в нереальности которых иногда сомневаешься. Разве Микки Маус не изменил лицо мира? Разве Средиземье в наших умах и в совершенно настоящей Новой Зеландии не приносит бешеные деньги? Разве Гарри Поттер не перестал быть просто книжным героем, шагнув со страниц на экран, а затем в интернет, на полки магазинов и в отчеты социологов? Реальность и реальность виртуальная переплелись так, что не разберешь, где правда, а где вымысел.
И в нашем мире есть место киномифу. В Далекую-предалекую Галактику Джорджа Лукаса верит столько народу, что джедайская вера зарегистрирована наряду с буддизмом. В сознании обывателя образ Ивана Грозного из учебников соседствует гайдаевским Иваном Васильевичем. И наконец, мир нельзя представить без Бонда. Джеймса Бонда.
Я верю в Оби-Вана Кеноби и Гэндальфа и ни разу не смотрел ни одной картины про Индиану Джонса. И ни один из 21 снятого на сегодняшний день фильма из бондианы ни разу не привлекал моего внимания. Однако фразу «Смешать, но не взбалтывать» я знаю. Знаю вкус того, что нужно только смешать — водка с мартини радуют всех, даже далеких от шпионской жизни. Я знаю множество песен, служивших главными темами к приключениям агента 007. Бонд, хочешь или не хочешь, плотно вошел в нашу жизнь. Как тут не поверить в то, что он реален? Даже учитывая то, что каждую декаду он меняет лицо.
На этот раз мне довелось побывать в Москве на показе отрывка из свежего фильма и пообщаться с создателями картины. В тот момент, в середине октября, фильм был еще не дублирован (а возможно, и не смонтирован окончательно), но уже было ясно, что нравится тебе британский агент или нет, такой экшн пропустить в кинотеатрах преступно. А преступление — это плохо. У Бонда, как мы все знаем, имеется «лицензия на убийство» — сиречь на отстрел преступников.
Сейчас бондиана — это уже не то, к чему привык зритель в ХХ веке. Имея на пятках Борна и других конкурентов, эксплуатирующих ту же тематику, старейшая кинофраншиза вынуждена стремительно перерождаться, превращаясь из фетиша в реальное кино. Новые фильмы про Бонда — «Казино Рояль» и «Квант милосердия» — являются тем кино, которое можно смотреть без предварительного знакомства с киноклассикой, где блистал Шон Коннери, или с классикой литературы — романами Яна Флеминга, положившими начало целому жанру, где качественная беллетристика сливается с низкопошибным бульварным чтивом. Новый Бонд все старается делать своими руками — сейчас ему пытаются придать «человеческое лицо», а это значит, что у него и все остальное человеческое. Так что фантастические гэджеты предыдущих фильмов остались в истории.
Эти изменения иллюстрирует новый Бонд — на смену гламурному джентльмену Пирсу Броснану в 2006 году пришел Дэниел Крэйг. Это сейчас мы знаем его и как нового Бонда, и как партнера Николь Кидман по ее последним блокбастерам «Золотой компас» и «Вторжение». А тогда, два года назад, он был мишенью для разъяренных блоггеров, считавших его назначение чудовищным мискастом — что ж, сборы «Казино Рояль», переплюнувшие последний фильм с Броснаном «Умри, но не сейчас» были вдвое больше и четко показали зоилам, что Крэйг справляется. И правда, что-то в нем есть, в этом неказистом мужике с вечно хмурым лбом. Да, он такой — лицо в морщинах, все какое-то помятое, некрасивое. Я видел, верьте. Но почему бы не быть Бонду суровым дядькой с нордическим темпераментом и синими глазами? Он убедителен. И кроме него в упряжке картины — толпа талантов: режиссер Марк Форстер, автор «Волшебной страны» про создателя Питера Пенна с Джонни Деппом в главной роли и «Бала монстров», за который экс-Бонд-герл Хэлли Берри получила «Оскара»; кавалерственная дама Джуди Денч, лауреатка «Оскара», и, наконец, венец всей промокомпании фильма в СНГ — девушкой Бонда в кои-то веки стала «русская». Не русская шпионка Аня Амасова в лице Барбары Бах — нет, настоящая девушка из Украины, отлично говорящая по-русски. Нам, родившимся в Советском Союзе, приятно: Ольга Куриленко хоть и играет красавицу с тревожным прошлым из Боливии, все-таки она «наша».
Так что, независимо от того, верим мы или не верим в миф про Бонда, приключения все еще продолжаются. Агент 007 все так-же быстр, ловок и непобедим, девушка его все еще прекрасна, враги изобретательны и жестоки, а кино по-прежнему остается качественным и зрелищным шоу, пропустить которое — преступление.
Биография Джеймса Бонда на следующей странице
Джеймс Бонд: биография
Коммодор Джеймс Бонд. Кавалер медали «За отвагу». Добровольческий резерв военно-морских сил.
«Отец его — Эндрю Бонд, шотландец из Гленса. Мать — Моника Делакруа, подданная Швейцарии. В возрасте одиннадцати лет он потерял родителей, которые погибли при восхождении в горах Шамуа. Юноша был передан под опеку тетки, мисс Чаймон Бонд, жившей в живописной деревушке Петт Боттом неподалеку от Кентербери, в графстве Кент. Здесь в собственном доме тетка, особа необычайно эрудированная, подготовила его к поступлению в частную школу. И в возрасте тринадцати лет он приступил к учебе в Итоне, куда был записан еще при рождении.
Необходимо отметить, что учеба в Итоне была непродолжительна и спустя два семестра, после приписанного юному Бонду участия в скандальном происшествии с гувернанткой, тетка была вынуждена забрать его из школы. Ей удалось перевести племянника в Феттес — школу, которую окончил его отец. Там царила суровая протестантская атмосфера, академические и спортивные требования были весьма высоки. Несмотря на склонность к одиночеству, мальчик быстро освоился в традиционно сильном спортивном обществе школы: дважды защищал ее цвета в легком весе на ринге и впервые в истории частных школ Англии организовал секцию борьбы дзюдо.
В 1941 году, оставив школу в возрасте семнадцати лет, Джеймс приписал себе два года и с помощью старых друзей отца по фирме «Викерс», поступил на военную службу. Ему было присвоено звание лейтенанта. Находясь на службе в специальном отделе добровольческого резерва ВМС, благодаря своим выдающимся успехам он окончил войну в звании коммодора. Именно в то время пишущий эти строки и получил удовольствие познакомиться с коммодором Бондом, получившим назначение в министерство обороны, где к моменту своего печального исчезновения он вырос до поста старшего офицера по связям с общественостью.
Заслуги коммодора Бонда, отмеченные в 1954 году медалью «За отвагу», к сожалению, не подлежат огласке, хотя следует отметить исключительную храбрость и решительность, проявленную им при выполнении своего долга. Присущие ему импульсивность и склонность к риску неоднократно приводили к конфликтам с вышестоящим начальством, но чисто нельсоновское везение не покидало коммодора в самые напряженные моменты его деятельности. Освещение этих событий, особенно в зарубежной прессе, сделало Бонда, во многом помимо его воли, человеком, вызывающим интерес общественности. В результате личным другом и бывшим коллегой Джеймса Бонда была написана о нем серия ставших популярными книг. Превысь автор хоть ненамного степень документальности своих работ, он, несомненно, подвергся бы преследованию по закону об охране государственой тайны.
Министерство считает ниже своего достоинства принятие мер против автора и издателя этой высокопарной псевдоромантической стряпни, в искаженном свете представляющей карьеру заслуженного офицера.
В заключение хочется сообщить о чрезвычайной государственной важности последней миссии коммодора Бонда. Хотя она, увы, и оказалась для него последней, высшим руководством страны я уполномочен заявить, что миссия эта увенчалась полным успехом. В результате доблестных усилий, не будет преувеличением сказать, одного человека, безопасность Королевства была значительно укреплена.
Джеймс Бонд состоял в недолгом браке с Терезой Драко. Брак этот завершился трагедией, в свое время освещавшейся прессой».
(Йен Флеминг «Живешь только дважды»)