Из историй, присланных на конкурс
Это рассказы тех, кто влюблен в свой город, знает интересные факты из истории и жизни обитателей старинных московских домов и спешит ими поделиться. События, которые происходили в этих зданиях, оставили след в истории не только города, но и всей страны. Дома, о которых рассказали участники конкурса, будут внесены в реестр «УМ» и снабжены табличками с QR-кодами. С их помощью можно узнать много исторических фактов из жизни самых замечательных зданий города. Достаточно навести смартфон с установленной программой чтения QR-кодов на табличку, чтобы получить нужную информацию. Но это еще не все! Вы тоже можете вписать свою страницу в историю любимого города: примите участие в конкурсе, поделитесь своими рассказами и станьте победителем!
Дом Морозова
ул. Воздвиженка, дом 16
Если вы хотите привлечь успех, то это, пожалуй, лучшее место для того, чтобы это сделать. Дом Морозова — самый настоящий «замок удачи». Стены его декорированы «корабельными канатами», завязанными в морские узлы – символ благополучия в Португалии, главный вход сделан в виде подковы – символ фортуны в России, над входом – прикованный цепью дракон, восточный символ удачи. Однако, своему хозяину, особняк так и не смог ее принести.
Мимо дома Морозова на Воздвиженке не пройдешь – сказочный особняк, увитый каменным виноградом, как будто вышедший из восточной сказки.
Арсений — потомок Саввы Морозова. Его отец умер рано, оставив молодой жене Варваре троих детей, огромное состояние, ткацкую мануфактуру в Твери, а также распоряжение лишить всего наследства, если она второй раз выйдет замуж. Замуж Варвара не вышла, ткацким производством управляла грамотно, состояние преумножила, занималась благотворительностью, и вообще, дама была во всех отношениях весьма достойная.
А вот сыновья уродились прямо как в русских сказках – двое умных, а третий дурак. Старшие занимались бизнесом, стали известными в Москве меценатами и коллекционерами. Младший Арсений пил да гулял. Иван Владимирович Цветаев сетовал: «Ходят они в смокингах и фраках, но внутри носороги-носороговичи». На месте сгоревшего цирка, рядом со своим домом, выстроила Морозова для 24-летнего Арсения небольшой особняк в русском стиле, с башенками.
Но не мог Арсений жить в таком обыкновенном доме. Он решил построить особняк, которого Москва еще не видывала, сказав братьям: «Мой дом будет вечно стоять, а с вашими картинами еще неизвестно, что будет». На вопрос архитектора Мазырина, в каком стиле хотел бы Арсений видеть свой дом, тот возмущенно ответил: «Во всех стилях строй, у меня есть деньги!»
Год ездили они по Европе в поисках вдохновения. Больше всего им понравились королевский замок Паласиу ди Пена в португальской Синтре и Каса-де-лас-Кончас – «дом ракушек» в испанской Саламанке, построенный в XV веке рыцарем Ордена Сантьяго (ракушка была символом этого ордена).
Дом Морозова был закончен к 1899 году. Замок в Синтре увит виноградом, и Мазырин предусмотрел изящную резьбу по камню в виде виноградной лозы. Стены декорированы «корабельными канатами», завязанными в морские узлы – символ удачи в Португалии, главный вход сделан в виде подковы – символа удачи в России, а над ним – прикованный цепью дракон, восточный символ удачи. Теперь Арсений был уверен, что удача от него никуда не денется.
Дом вызывал недоумение и даже насмешки. Все залы особняка были решены в разных стилях – не было повторяющихся, даже похожих, как и потребовал Морозов изначально. Варвара Алексеевна сказала: «Раньше только я знала, что у меня сын дурак, а теперь вся Москва увидит». Зато от гостей отбою не было, дом славился шикарными банкетами, людей собиралось столько, что «дамскому вееру было негде упасть».
Но никакие уловки не помогут удержать удачу, если ума не дано. В 1908 году в Твери на банкете после местных выборов речь зашла о силе воли, и 35-летний Арсений пытался доказать, что настоящий мужчина может преодолеть любую боль. Он прострелил себе ногу. Пари он выиграл, но рану вовремя не обработали, произошло заражение крови, и вскоре Морозова не стало.
Впрочем, c его смертью не прошла скандальная слава особняка. Дом Морозов оставил не жене с детьми, а некой даме полусвета Коншиной. Сейчас в нем – Дом приемов Правительства РФ.
Здание Московского политехнического общества
Институт машиноведения
М. Харитоньевский пер., 4
Английская неоготика в Москве — редкий образец! Говорят, даже внутри сохранился весь старинный декор: резная деревянная мебель, подлинная напольная плитка, массивные двери и «актовая зала», где выступал сам Ленин. Для посещений дом закрыт, но от этого его история не становится менее захватывающей.
Вдали от шума Чистопрудного бульвара, в Малом Харитоньевском переулке, среди небольших двухэтажных домиков благородно возвышается настоящий готический замок. Его легко узнать по темному камню, узким окнам-бойницам, эркерам, многочисленным башенкам-турам. Это дом Московского политехнического общества, учрежденного в 1877 году для объединения выпускников Императорского Московского технического училища (а сейчас МГТУ имени Н. Э. Баумана).
В апреле 1902 года инженер-механик К. В. Абакумов предложил Обществу идею постройки собственного дома. Средства решено было собирать среди членов Общества. Несмотря на скептическое отношение участников Общества, был объявлен конкурс на проект дома. Первую премию получил архитектор А. Б. Минкус, а вторую — автор здания гостиницы «Метрополь», известный тогда архитектор Вильям Валькот. Однако составление окончательного проекта было поручено инженеру А. В. Кузнецову, использовавшему некоторые идеи проекта В. Валькота.
Закладка дома состоялась в 1905 году, а уже осенью 1906 года он начал работать. Построенный на деньги пайщиков и жертвователей, он обошелся недорого по тем временам, всего в 450 000 рублей. В 1907 году состоялось первое собрание членов Политехнического общества в собственном доме.
Интересно писал о доме сам архитектор в журнале «Зодчий»: «При проектировании фасада приняты в руководство архитектурные мотивы Англии — страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок». Над входом в здание помещены высеченные буквы «П» и «О», которые означают «Политехническое общество». По сторонам центрального эркера две даты: «1878» — год основания Общества и «1905» — год закладки этого здания. Между вторым и третьим этажами — картуши с изображением символов технического прогресса.
На первом этаже дома были предусмотрены помещения для контор. На втором находились залы для совета и общих собраний Общества, столовая и библиотека. Верхние этажи отводились для квартир, сдаваемых внаем. В одной из них в 1910–1920-х годах жил художник И. И. Машков, и там же была его студия.
После октября 1917 года в доме Политехнического общества инженерные организации начинают замещаться различными комиссиями и инспекциями, а в 1918 году именно в этом доме состоялся первый съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи. В дальнейшем В. И. Ленин произносил здесь свои речи, о чем свидетельствует мемориальная доска у входа.
В 1938 году в доме был образован Институт машиноведения как центр фундаментальной науки о машинах в составе Отделения технических наук АН СССР. Одним из основателей Института и его первым директором (1938–1953) был академик Е. А. Чудаков. В дальнейшем его возглавляли академик А. А. Благонравов и академик К. В. Фролов.
Сейчас дом служит тем людям, для которых он предназначался, — инженерам. В нем располагается Институт машиноведения им. А. А. Благонравова.
Дом на Поварской
…День-деньской,
ночь напролет я влюблена была –
В кого? Во что?
В тот дом на Поварской
Дом № 20 — высокое, красивое 7-этажное здание с мощным неоклассическим фасадом. До революции его называли домом Кальмеера, а последние несколько десятилетий он известен как дом художника Бориса Мессерера, чья мастерская вот уже 40 с лишним лет располагается в мансарде этого дома. Борис Мессерер — знаменитый театральный художник, декоратор и сценограф, создатель более 100 постановок в Большом театре, «Современнике», МХАТе, Театре сатиры и других. Его мастерская стала настоящим вторым домом для него и его жены поэтессы Беллы Ахмадулиной и легендарным, культовым (хотя тогда еще не было такого слова) местом для советской творческой интеллигенции. Здесь бывали Владимир Высоцкий и Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Василий Аксенов, Майя Плисецкая и Родион Щедрин и многие другие — перечисление знаменитых имен заняло бы не одну страницу. И не только советских — в гостях здесь бывали, например, и легендарные Федерико Феллини и Тонино Гуэрра, с последним хозяев связывали долгие годы дружбы. Здесь рождался замысел известного самиздатовского альманаха «Метрополь», в создании которого Борис Мессерер и Белла Ахмадулина принимали самое активное участие.
Дом на Поварской был построен в 1914 году, автором проекта выступил популярный тогда архитектор, построивший множество домов в Москве, Валентин Дубовской. Заказчиком был известный до революции адвокат и общественный деятель Иосиф Кальмеер, который задумывал этот дом как «дом Искусства». Он мечтал, что здесь будут жить знаменитые художники и поэты. Во внутреннем убранстве дома, по замыслу хозяина, должны были сочетаться разные художественные стили, начиная от стилей Древнего Египта и античной Греции. Большие, более 200 метров, квартиры были богато декорированы — расписные кессонированные потолки, лепнина, мраморные колонны, столь же пышно была оформлена и парадная. Эскизы для росписей потолков и стен были выполнены известным художником Игнатием Нивинским, участвовавшим в создании интерьеров Музея изящных искусств (сейчас ГМИИ им. А.С. Пушкина), гостиницы «Метрополь», особняка Тарасова на Спиридоновке, дома князя Щербатова на Новинском бульваре и других. После революции Нивинский прославился как театральный художник, работавший с Театром Вахтангова, Малым театром и МХТ, был автором декораций к первой постановке «Принцессы Турандот» 1922 года.
Кое-что из внутреннего убранства дома на Поварской сохранилось до сих пор: интерьеры парадной и нескольких квартир.