«Главное — понять: герои тоже люди»
— Вы отказались от либретто знаменитого фильма…
— У каждого популярного произведения есть свои сценические, телевизионные и кинематографические «этапы». «Три мушкетера» не исключение. В кино фильм Юнгвальда-Хилькевича стал классикой. Невозможно сыграть лучше. Мы даже эмоционально от чего-то в фильме отталкивались: например, на репетиции часто звучала строчка «колоть колол, но разве ж ненавидел?». Гасконское «эгегей!» присутствует в каждом персонаже этого спектакля, начиная от королевы и заканчивая самим д’Артаньяном. Но никто не споет «Пора-пора-порадуемся» лучше Боярского. Это была одна из главных причин, почему мы не стали даже приближаться к материалу фильма. Он уже есть, надо идти дальше.
— Но вы делаете «блокбастер»?
— Мы делаем историю про молодых людей, друзей, которые своей судьбой располагать не могут. Они не знают, что будет завтра, куда их пошлют — на смерть или в отпуск. Конечно, это может выглядеть как блокбастер: четыре Бэтмена, которые идут своей дорогой. Эдакие «Неудержимые» XVII века. Сама история придает некий пафос этим героям. Поэтому мы пафос не играем: «Я Атос, граф де Ла Фер, — любите меня». Да, я Атос, ну и дальше что? Главное, чтобы было понятно, что эти герои ничем не отличаются от нас — обыкновенных, живых людей. Важен водоворот событий, страстей, перипетий, в который попадают персонажи с появлением в их жизни д’Артаньяна.
— В чем «злободневность» «Трех мушкетеров»?
— Любовный треугольник, предательство, безответная любовь, опасности, честь, гордость, невозможность пойти на подлость, сделать исподтишка — разве не важны сегодня? Главное — перевести это на современный язык. Мы говорим словами Дюма, но о сегодняшнем дне. Хочется надеяться, что наша постановка будет достойна первоисточника. Мы постараемся сделать спектакль смотрибельным. Хотим попробовать изменить взгляд на жанр приключенческого спектакля.
— Но ведь от сценических боев вы не отказываетесь?
— Насколько яростно, азартно, грамотно мы фехтуем, настолько же азартно мы должны играть. Ни в коем случае не отдельно: здесь — фехтование, а здесь — «вампиловская» драма. Самым сложным было научиться играть «сразу», как в фехтовании: «принять — отдать — принять». Очень быстро, чтобы между мыслью и действием минимум времени было.
— Что вам дает эта премьера?
— Она дала мне роль. Значительную, умную, взрослую. Атос — это Печорин своего времени. Мне бы хотелось позаимствовать у Атоса веру в то, что нет безвыходных ситуаций. Выход всегда существует. Главное — суметь его увидеть. Никогда не сдаваться и не опускать рук.
Дмитрий Кривощапов на репетиции спектакля «Мушкетеры». Фото Марии Моисеевой.