Сериалы весны-2013: новое и лучшее
Александр Цекало о сериалах, которые непременно нужно поставить на полку у себя дома:
«Как мне кажется, начинать смотреть сериалы стоит с ситкомов. Из английских я бы выделил все, что производил Рикки Джервэйс: «Офис» («The Office», 2005), «Массовка» («Extras», 2005–2007). Для любителей покруче — «Жизнь так коротка» («Life’s Too Short», 2011). Из американских — традиционно «Друзья» («Friends», 1994–2004): это уникальный ситком, в котором нет одного главного героя. Их шесть человек — казалось бы, полная каша, но оторваться невозможно. На этот сериал до сих пор не продается адаптация: он продолжает прекрасно прода ваться «в чистом виде».
«Безумцы» («Mad Men», 2007) — сериал, снятый в рамках популярного сейчас направления — эскапизма. Люди совершают побег из реальности, потому что она нестабильна, и хотят посмотреть, как раньше было нестабильно, — о, да у них там еще похуже было! Отсюда успех этого сериала. «Во все тяжкие» («Breaking Bad», 2008) — залихватский сериал о школьном учителе, который вынужден изготавливать метамфетамин. «Ходячие мертвецы» («Walking Dead», 2010) — сенсация: на эстетском канале AMC вдруг выходит сериал про зомбаков по комиксам. Драматургия «Босса» («Boss», 2011–2012) — это вообще Достоевский. Казалось бы, почему нам должно быть интересно про выборы мэра Чикаго? Но сериал здорово сделан. Это большое искусство: можно не понимать картину какого-то художника, но она тебя цепляет.
Есть сериалы с неоднозначными героями, которым ты сопереживаешь и которых ненавидишь: «Правосудие Декстера» («Dexter», 2006), «Доктор Хаус» («Doctor House», 2004–2012), «Блудливая Калифорния» («Californication», 2007).
Есть сериалы, в героях которых легко узнаешь себя, вроде «Американской семейки» («Modern Family», 2009). Мой фаворит — «Соединенные Штаты Тары» («United States of Tara», 2009). Его продюсировал Стивен Спилберг. Сериал снят по сценарию и в сопродюсерстве с Дьяболо Коди, в прошлом одиозной стриптизершей, а сейчас сценаристкой, которая получила «Оскар» за «Джуно». В нем показана очень разная Тара, где у героини расчетверение личности. «Подпольная империя» («Boardwalk Empire», 2010 — произведение искусства, спродюсированное Скорсезе и Марком Уолбергом, который становится знатным продюсером».
— Какие новые западные сериалы вам понравились?
— Английский сериал «Прикуп» («The Take», 2009) я считаю для себя номером один. Драма в высоком смысле этого слова. С правильным, с точки зрения морали и порочного обаяния главного героя, финалом. Мне симпатичен сериал «Дамское счастье» («Paradise», 2012) — английская экранизация Золя.
— Какие сериалы могут — и какие не могут — быть адаптированы?
— Такой продукт, как «Американская история ужасов» («American Horror Story», 2011), невозможно адаптировать и реализовать у нас. Это специфика истории киноиндустрии Америки. Все сериалы, завязанные на особенностях развития той или иной страны или бизнеса, сложно адаптировать. Также сложно адаптировать сериалы, в основе сюжета которых — история независимой женщины… Мы другие в оценке того, что женщине позволено и что является ее целью в жизни.
— Как вы оцениваете состояние российского сериального рынка?
— По моим ощущениям, появляется новое поколение сериальных производителей. Амбициозные в смысле оригинальности и качества производимого продукта, понимающие возможности современных технологий, более маневренные, рискующие и вкладывающие. Это по-хорошему заставляет нервничать компании, которые давно на рынке производства.
— Какие новые западные сериалы вам понравились?
— «Вершина озера» («Top or the Lake») — очень медленный австралийский сериал. «Плебс» — лучший сериал за последнее время: ситком про трех пацанов в Древнем Риме.
— Какие сериалы могут — и какие не могут — быть адаптированы?
— У нас народ больше любит локальный продукт, чем западный. И не может быть адаптирован, скажем, «Breaking Bad» — у нас нет такого уровня толерантности, чтобы показывать сериал про наркоманов. Считается, что у нас нет наркотиков, хотя чуть ли не 500 тысяч человек в год умирают от «крокодила», синтезируемого из лекарства от кашля.
— Как вы оцениваете состояние российского сериального рынка?
— Есть будущее у адаптации, но я надеюсь, что будет все больше отечественных оригинальных сериалов. Важно создавать что-то, чего еще никто не делает.
— Какие новые западные сериалы вам понравились?
— «Игра престолов» — это золотой век американского сериала: блестящие драматургия, работа режиссера и художников.
— Какие сериалы могут — и какие не могут — быть адаптированы?
— Сделать адаптацию сериала уровня «Game of Тhrones» в России сейчас невозможно: у нас нет ни опыта создания подобных сериалов, ни людей, способных выполнить творческие задачи такой сложности.
— Как вы оцениваете состояние российского сериального рынка?
— На моей памяти не было ни одной качественной российской адаптации. Единственное, что хорошо адаптируется, — ситком: он проще производственно. Появляются талантливые сценарии. У нас в производстве сейчас сериалы, которые делают Петр Буслов, Павел Бардин, Николай Хомерики.
— Какие новые западные сериалы вам понравились?
— В «Играх престолов» («Game of Thrones»), «Новостях» («The Newsroom») и «Безумцах» («Mad Men») мне нравится все: игра актеров, декорации, костюмы, грим, свет… Сюжетные коллизии держат у экрана и заставляют смотреть следующую серию.
— Какие сериалы могут — и какиене могут — быть адаптированы?
— Возможность адаптации проекта — это вопрос мастерства сценариста, интуиции продюсера, а также смелости телевизионного руководителя. Бывают высококлассные истории с точки зрения продюсера, но они вряд ли будут популярны и понятны нашему зрителю. Среди таких проектов я бы назвала сериал «Девчонки» («Girls», 2012) канала HBO. Уберите из него нецензурную лексику, которая выстреливает через слово, шутки ниже пояса и откровенные сцены — и сериал потеряет изюминку. Такой проект вряд ли стоит делать в России или Иране.
— Как вы оцениваете состояние российского сериального рынка?
— Российские сериалы с каждым годом становятся все более качественными. Мы — продюсеры, а не Кассандры: мы не умеем предсказывать. Но шанс на успех есть, если проект талантливо и смело придуман, написан и снят. А если команда, актеры и съемочная группа привнесут в свою работу иронии и недовольства собой — это точно сработает!