Интервью: Би-2
Если новый номер журнала «Time Out Алматы» достался вам свежим и запечатанным, то вы наверняка заметили вложенный в него диск. Это — макси-сингл «Муза» группы «Би-2», предваряющий выход их нового альбома. Подарок читателям Time Out подкрепляется концертом группы в Алматы.
Что на диске, который будет распространяться вместе с журналом «Time Out Алматы»?
Шура: Пластинка, которую вы будете держать в руках, эксклюзивная. Только один трек «Муза» из нее попадет в основной альбом, который, скорее всего, выйдет в апреле. Все остальные песни — это несколько ремиксов на песню «Муза» и четыре бисайда — больше никуда не войдут, они останутся только на этой пластинке. Главное, что сингл не будет отражать тенденцию всего альбома, он будет другим.
Вы едва ли не единственная группа, которая не любит отмечать свои юбилеи, но в этом году будет 20 лет творческому союзу…
Шура: Если говорить о творческом союзе, то уже больше. Мы познакомились в 1986 году, первая группа появилась в 88-м. Мы действительно не любим отмечать юбилеи, да и непонятно, когда их отмечать: с 88-го, когда впервые собрались, или с 91-го, когда мы в Израиль уехали, либо с 98-го, когда мы в Австралии записали первый популярный альбом, либо с 2000-го, когда мы появились в России. Поэтому, чтоб не путаться, решили вообще не отмечать юбилеи.
То есть возможные переклички между первым концертом, когда вы вытащили на сцену гроб, и нынешними скелетами — это случайность?
Шура: Ну, никакой чернухи не было. Мы играли ска-панк тогда, что-то похожее на группу The Police.
Лева: Ну, это громко сказано, конечно. Просто недостаток того, как мы тогда играли, мы пытались скомпенсировать эпатажем. Теперь играть стали лучше, поэтому на сцене стали больше внимания уделять музыке.
Другими словами, желание эпатировать публику прошло?
Лева: Нам достаточно того, что мы в таких необычных костюмах снимаем видеоклип.
Вы стали заниматься музыкой после того, как выпустили несколько авангардных спектаклей, в том числе «Лысую певицу». Ионеско как-то повлиял на вас?
Лева: Насчет самого Ионеско не скажу, но вообще любая книга оставляет свой след. Хотя не всегда на это обращают внимание. Какое-то время нас совершенно серьезно донимали вопросами, читали ли мы Маркеса? Что мы могли сказать? Ну конечно, мы не читали!
Что изменилось за это неопределенное время в вашей творческой деятельности?
Шура: Мы изменились, но не радикально. Какие-то перемены, очевидно, происходят в музыке, но в нас ничего почти не изменилось. За те восемь лет, как мы в России, многое произошло. Но мы вообще очень любим экспериментировать, и, скажем, этот сингл, который выйдет с вашим замечательным журналом, — тому подтверждение. Такого мы еще не делали.
В каком стиле будет решен альбом?
Шура: Сейчас сложно сказать. В первую очередь в стиле «Би-2», но и с учетом всех последних веяний, которые нам нравятся. Вся история с дэнс-панком будет продолжаться, но более детально. Песня «Муза» — обычный рок-н-ролл, но достаточно хитро сделанный. «Черная река» — это синти-поп, а экспериментальная песня, она называется «Кассандра», —это электронная музыка. Песня «Лола» вообще будет похожа на саундтреки Вангелиса. Будет несколько дуэтов: «Let’s dance» с замечательной Еленой Кауфман, потом с Дианой Арбениной, с которой у нас уже семейная традиция петь. Будет замечательная песня «Снайпер», которую мой дядя Михаил Карасев специально для нее записал. Чистая акустика: барабан, лютня, гитара. Ремиксы будут продвинутые, похожие на ту музыку, под которую мы танцуем на своих собственных вечеринках.
Можно об этом подробнее?
Пати мы устраиваем по разным поводам: дни рождения, праздники и так далее. У нас собираются наши друзья: музыканты, актеры, художники, писатели — все, с кем мы дружим. Либо мы сами диджеим, либо зовем своих приятелей, в частности, некоторые из них сделали нам ремиксы для макси-сингла: DJs Antonioni, Японец, Панков, Паша Кореец, Vini.
Ваше сегодняшнее звучание — это актуальный пост-панк. Кажется, вы сейчас единственные, кто двигает в России такую музыку?
Шура: Я бы не сказал, что мы этим в одиночку занимаемся. Илья Лагутенко это в какой-то степени делает, Диана Арбенина с последним альбомом «Бонни и Клайд», отчасти Земфира.
Лева: Еще такие тенденции есть у многих молодых музыкантов, но, к сожалению, зачастую они ориентированы на Запад, и это неправильно. Это выстрел в небо — прорваться на западном рынке очень тяжело. Хотя ладно, пусть у нас есть своя музыкальная программа, но мы не критики, и давать какие-то прогнозы по поводу чьего-то будущего не в нашей компетенции. Свою скромную лепту мы вносим в развитие, а что из этого получится — покажет время.
И как публика реагирует? Радиостанции с охотой берут песни в ротацию?
Шура: Мы умудрились даже получить премию MTV за лучший саундтрек, причем за песню «Из-за меня», которая достаточно сложная и навороченная. Хотя когда мы на радио приносили «Дурочку», программные директора на нас с опаской смотрели. Думаю, с «Музой» будет похожая история.
Перед большим туром по своей родной Беларуси вы делаете опрос среди поклонников. И какие же песни они хотят услышать? Что вошло в топ?
По большей части популярны те, которые мы и так играем, типа «Полковнику никто не пишет», «Серебро», «Моя любовь». Также удивляет, что многим хочется послушать песни, которые мы давно не играем, типа «Песок». К сожалению, все песни мы просто физически не успеем сделать. Но будут сюрпризы — премьера песни с будущего альбома, который мы только что закончили.
В Алматы что будете играть?
Программу клубного выступления мы обычно составляем минут за 20 до самого концерта. Или по ходу можем ее менять. Это зависит от разных факторов: какая акустика в клубе, какая аппаратура. Конечно же, главное — настроение: исходя из него, мы составляем сет-лист.
Вы даете множество концертов и живете во многих городах… Где именно пишется музыка?
Лева: Вообще, если честно, я люблю сочинять песни дома. Дома — это уже в Москве. Мы купили квартиры в центре.
Вы успели достаточно попутешествовать, чтобы увидеть жизнь городских окраин. Что больше всего запомнилось?
Лева: Скажем, в таких странах, как Австралия, городская периферия — это всегда более безопасное место, чем центр, чего не скажешь о Москве, например, или о Питере.
Как вы относитесь к тому факту, что жизнь потихоньку перетекает из центра на окраины городов?
Лева: Мы хотели бы радоваться, но это происходит не так быстро, как представляется. Города-то у нас строились совсем по другим законам раньше, и теперь приходится терпеть все эти пробки… Надеюсь, когда-нибудь решатся все эти проблемы, и можно будет одинаково жить что в центре, что на окраине.
А как вообще живется в маленьких городках? Ведь вы родом из одного из таких?
Шура: В Бобруйске-то? Да ничего, нормально. Может быть, и тяжело, но жить можно. Мало того, скоро у нас будет тур по Беларуси, где мы будем играть. В маленьких городах скучно, да и Беларусь отличается от России. Я вообще не живу в маленьких городах лет с 20, хотя в Израиле много где останавливался, но ненадолго, а Мельбурн и вовсе очень похож на Москву, словом, трудно сказать, как там сейчас.
Продажи CD во всем мире падают. Что в связи с этим предпринимает «Би-2»?
Мы просто за неделю до релиза сами выложили песни в различные торренты, социальные сети. Их можно было без проблем скачать. А также на своем сайте, после того как выйдет «Time Out Алматы», мы выложим весь EP. Конечно, нужно работать в основном с интернетом. CD еще жив как формат, и, конечно же, мы будем выпускать свои альбом на дисках.
Об актуальном. Вы ощущаете мировой финансовый кризис?
Кризис, конечно, ударил по всем сферам, и нам пока не понятно, как себя вести. Я думаю, что говорить о настоящем кризисе у нас, в России, можно будет только в феврале-марте следующего года. Остается только ждать и готовиться. Советовать ничего не будем, мы не экономисты.
Как после «Брата-2» складываются отношения с кино?
Шура: Вообще, мы часто работали над музыкой к фильмам, а в последнее время зовут и сниматься. Сейчас я снимаюсь в фильме Андрея Селиванова, хотя у фильма нет еще утвержденного названия. Это будет телевизионный проект для канала РТР. Я там играю хорошего музыканта и плохого человека. Есть, конечно, какие-то амбиции, но я же не профессиональный актер, опыт приходится набирать по ходу, и требовать от меня какого-то тотального перевоплощения было бы просто глупо. Да и вообще, у меня слишком брутальная внешность, чтобы всерьез надеяться на карьеру в кино.
Пять песен и четыре ремикса на «Музе» — это совсем не прошлые «Би-2» с привычным рокапопсом, которых мы знали, и даже не современные «Би-2», осваивающие дэнс-панк. «Муза» открывает стороны «Би-2», которые были не видны раньше даже в сайд-проектах вроде «Нечетного воина».
Шура: В «Нечетном воине» мы практически делаем что хотим. «Муза» — коллаборация с друзьями, тут мы делаем что-то другое.
Лева: Нужно заметить, что «Муза» не отражает концепцию будущего альбома. Только главная песня — собственно и есть сингл. А остальные — би-сайды.
1. «Муза»
Гитары перекликаются отрывистыми тяжелыми риффами, бойкий вокал, мелодичный припев, тонкая аранжировка. Дерзость русского рока и элегантность британского дэнс-панка — все то, что «Би-2» научились идеально сочетать.
Лева: Песню придумали за день до поездки в Германию, готов был только первый куплет. Первый месяц просто играли этот куплет два раза — я жутко переживал, казалось, что все заметят подвох. На второй месяц песня все-таки сформировалась, хотя строчки постоянно менялись. Думаю, что поклонники ошалели и уже устали спорить, какая из версий правильна.
2. «Черная река»
Бодрый синти-поп начинается с синтезаторного бита, до боли напоминающего о песне «Tribulations» группы LCD Soundsystem. В середину песни неожиданно вставлена фраза «Если человека укусит рыбак…»
Шура: Эта песня была написана в 1998 году, у нее тогда не было текста, была только модель. Потом мы хотели вставить ее в наш альбом «Молоко» — к этому моменту первый альбом LCD Soundsystem мы, конечно, слушали. Может быть, и есть что-то общее… хотя все наши знакомые говорят, что она похожа на «Белые розы» Юры Шатунова.
3. «Кассандра»
Самая странная песня на сингле: рваный ритм и вокал-полуречитатив, в куплетах напоминающий то ли Константина Кинчева, то ли Александра Буйнова. Под конец — неожиданный поворот в сторону этники.
Шура: Это песня Михаила Карасева, она написана по мотивам фильма «12 обезьян» Терри Гиллиама. Хотелось совместить там рваные IDM-ритмы с поп-припевом. В принципе, это первая проба пера нашего гитариста Андрея Звонкова как аранжировщика, поэтому такая странная.
4. «Лола» feat. Truffele
Дуэт с Леной Кауфман, лидером группы Truffele. В принципе, песня больше похожа на Truffele, чем на «Би-2»: инфантильная и сказочная, как в советских детских фильмах, аранжированная под легкий трип-хоп.
Шура: Аранжировку делала сама Лена Кауфман, и это тоже ее первая проба пера. Раньше ей все время помогал Антон Севидов. Может, она что-то отдельно и делала, но это впервые, когда она записывала и арфу, и контрабас. Хотя эта песня тоже не ее и не наша, а Михаила Карасева. Лена, я считаю, одна из самых замечательных вокалисток в стране, и поет она просто божественно.
5—8. «Муза»: ремиксы
Четыре вариации: поп от Antonionni (он же Антон Севидов), ню-рейв от DJ Японца, электро от Панкова и хаус от Паши Корейца и DJ Vini.
Шура: Планировался сначала ремикс Евгения Панкова. Потом как-то мы сидели у меня дома, и зашли Дима Японец и Антон Севидов. Я предложил им за неделю сделать свои версии. Антона я попросил сделать что-то в духе Jackson 5, а Японца — в стиле Late of the Pier. И они, практически не сговариваясь, не слушая друг друга, сделали одинаковую гармонизацию и пошли, в принципе, одним путем. Это два любимых наших микса, а версию Антона мы запустим на поп-станции — туда, где не берут тяжелые гитары. Ну а Паша Кореец с Винни сделали версию дискотечную.
9. «Снайпер» feat. Диана Арбенина
Акустический романс, немного напоминающий о песне с Чичериной «Мой рок-н-ролл», только серьезней и печальней. Украшен редкими для поп-музыки звуками лютни и банджо.
Шура: Это тоже песня Карасева, и написана она на самом деле специально под Арбенину. Но я не удержался и спел вместе с ней. Изначально мы не планировали вставлять этот трек в сингл, но за три часа до того, как нужно было уже все заканчивать, мы вдруг решили ее свести. Над аранжировкой мы работали вместе с Олегом Чеховым (лидером инди-группы «Камбалы») и решили сделать ее максимально живой — песня трагическая и грустная, а акустика это подчеркивает.