Джеймс Блейк: «Брайан Ино советовал убрать тупой аккорд»
Джеймс Блейк мог бы стать успешным консультантом, если бы решил забросить музыку. Он заразительно хладнокровен и открывает рот только в том случае, когда ему есть что сказать. Он слушает собеседника так внимательно, а его открытое лицо настолько располагает к откровениям, что хочется выдать пару секретов. В частности, в какой-то момент я чувствую необходимость рассказать ему историю своих отношений на расстоянии, финал которой не очень приятно вспоминать.
«Но ведь это подготовило тебя к тому, чтобы в итоге сказать ей “прощай”? — спрашивает Джеймс об эмоциональной стороне регулярных встреч и расставаний. — Стало своего рода тренировкой?»У него тоже есть опыт в этом вопросе, ведь лондонец Блейк встречается с девушкой из Лос-Анджелеса. «Аэропорт стал привычным сценарием, — признается он за ланчем в пабе «Примроуз Хилл». Что же, кажется, я знаю, кто виноват в том, что на альбоме «Overgrown» Блейк оставляет за спиной памятные по его дебюту дабстеповые урчания и поет со все большей нежностью. Что он думает обо всех этих переездах и перелетах? «Я стараюсь получать удовольствие от смены картинки за окном. Это по крайней мере учит тебя с толком тратить время». Отношения не только научили Блейка сочинять в поездках — обычно он напевает что-то про себя и записывает текст на iPhone, — но и помогли ему стать лучше в ряде других вопросов. «Теперь я знаю, как хорошо готовить кофе, играть в шахматы и быть лучше. В том смысле, что уметь протянуть другому руку и дать ему почувствовать его важность».
Успех дебютного альбома Блейка сделал его гражданином мира, заставил много путешествовать и постоянно встречать поклонников в лице таких людей, как RZA, Канье Вест, Джастин Вернон из Bon Iver или Брайан Ино. Но, несмотря на заслуженную популярность и деньги в кармане, 24-летний Блейк не дает успеху вскружить ему голову. А звездные знакомства, напротив, помогают ему прочнее стоять на земле. «Брайан Ино посоветовал мне убрать с “Retrograde” один, как он выразился, тупой аккорд. Он сказал, что такие играют только тупые пианисты. У меня наготове было совсем немного идей, когда мы с Ино встретились, но Брайан помог развить их в нужном направлении. Ино вылавливает интересные идеи и превращает их в нечто прекрасное».
Джеймс Блейк выглядит невозмутимым, сообщая, что по дороге сочинил поэму: «Пока ехал на поезде. Я мог бы прочесть ее…» Вдруг на него накатывает приступ застенчивости, и он меняет решение. О чем были стихи? «Вчера ночью у меня был телефонный разговор, который испортил мне настроение». С его девушкой? «Да. Мне очень хотелось высказаться, но я решил не продолжать неприятный разговор, а записать все в блокноте. Такой метод помогает избежать ненужной конфронтации. Но поэма получилась так себе».
Я сильно сомневаюсь, что поэма так плоха, как об этом говорит ее автор, но, с другой стороны, не так часто удается увидеть рябь на пруду самообладания Джеймса Блейка. Это показывает (так же как и его музыка) — там, на дне, бурлят какие-то вулканы. Джонни Энсолл
Альбом «Overgrown» уже в продаже