Эти скромные герои нашего города знают, как преобразить обычный московский двор и оживить мрачный привокзальный туннель.
Алина Сапрыкина, арт-директор центра дизайна Artplay:
«Вообще-то я не городской активист, занимаюсь выставочными проектами, идеологией и развитием центра Artplay. Несколько лет мы в Artplay вынашивали мысль, что сделать в городе, чтобы проект был, с одной стороны, поддержкой художников, дизайнеров, архитекторов, активистов, давал им возможность показать свое видение города. С другой — чтобы это был полностью сконструированный путь от идеи до реализации. Мы объявили конкурс малых архитектурных форм «ПроФОРМА». Среди основных требований указали, чтобы это был понятный, простой и недорогой объект для публичных пространств. И оказалось, подобного конкурса ждали и авторы, и городские структуры — видимо, таких коммуникаторов, как мы, недоставало. Нас поддержали Департамент культуры и Москомархитектура. По малым архитектурным формам, как выяснилось, давно никто не проводил конкурса. Москомархитектура готовит переиздание каталога малых архитектурных форм, из которого префектуры и управы выбирают, какие объекты установить. Услышав о «ПроФОРМЕ», она приостановила выпуск каталога, чтобы поработать с проектами, которые были в конкурсе. Мы не ожидали, что на конкурс поступит столько заявок со всей России, из Венгрии, Украины, Белоруссии, Финляндии. Германии, Румынии.
- 455 объектов было прислано на конкурс «ПроФОРМА»
- 20 проектов вошли в шорт-лист
- 50 000 р. — максимальная стоимость реализации
Призовые места распределились между проектами, которые посвящены важным городским проблемам. Первое место занял мультифункциональный проект катушек — это ответ на нехватку общественных пространств в городе. Он будет установлен на территории Басманного района: в Artplay, «Гоголь-центре», Сахаровском центре, на «Арме», в саду Баумана — и еще в нескольких парках в День города 2013. Второе место — проект навигации, который мы планируем реализовать на подступах к Artplay. Третье разделили между собой авторы урн. Для одного из проектов уже нашелся производитель — сам подошел к нам на выставке. Есть разговоры о том, что изменить город нельзя, но, видимо, мало кто пытается. Все возможно, если пройти круги согласования, собрать участников, сделать выставку, найти спонсора. Городские структуры становятся открытыми, готовы предоставлять информационную поддержку, участвовать в реализации».
Марина Левашова, организатор «Urban-лаборатории» на журфаке МГУ:
«В Москве жителям некомфортно ни ехать в машине, ни ходить пешком. Но как раз когда проблем слишком много — общество начинает думать, как их решить. Когда в Китае стали от голода вымирать целые деревни, правительственная элита задумалась — так появилась стратегия создания экономического чуда. Городу нужны специалисты, которые разбираются в урбанистических процессах. Мы вместе со студенткой журфака Радой Константиновой организовали небольшой спецкурс — «Urban-лабораторию». Мы предполагали, что это будет курс для 20 человек, а приходят 50–80. Мы пунктирно рассказываем, как должен быть устроен город, представляем различные инициативы, людей, которые системно меняют Москву, показываем известные медиапроекты — UrbanUrban.ru, The Village и др. Рассказываем, как правильно создавать интересные медиа: от формирования редакционной политики до финансовых и рекламных стратегий».
Максим Бакош, дизайнер, Hello Wood Factory, Венгрия:
«Я работаю в компании, которая занимается организацией проектов в Институте дизайна и архитектуры в Будапеште. Мы создали небольшую группу студентов, индустриальных и графических дизайнеров, архитекторов. Мы поставили перед собой несколько целей: чтобы объект был понятным, чтобы его форма вызывала легкую ассоциацию. Эти молодые парни предложили матрешку как символ русской культуры. Надеюсь, такая форма людям понравится, и это побудит их к тому, чтобы собирать мусор раздельно».
Пробедители конкурса «ПроФОРМА»:
1 место: «Колесо_Баланса», проект группы «Архгараж»
2 место: «Булавки в городе», проект Кирилла Балашова
3 место: «Recycle tubes» проект Арсения Леоновича (бюро Panacom)
3 место: «Матрешка» проект Hello Wood Factory (Венгрия)
Егор Коробейников, преподаватель Высшей школы урбанистики:
«Мы в Высшей школе урбанистики взялись за реконструкцию двух дворов: в Тропарево-Никулино и Митино. Проект состоит из трех частей: исследование, проектирование и стройка. Расскажу на примере Тропарево-Никулино. Мы провели исследование, обсудили все с жителями — не так, как это обычно бывает, когда горожанам предлагают внести косметические правки в уже готовый проект. Мы вышли к жителям и предложили им вместе проектировать. И первые полтора часа объясняли, кто мы такие, почему вторгаемся в их двор, чьи интересы представляем.
- 70 человек из 3000 высказали пожелания к реконстуркции своего двора
- 2 двора будут реконструированы к осени
- 1 год потребуется для реконструкции дворов
- 3 млн. рублей выделено на реконструкцию Тропарево-Никулино
Позже выяснили, как люди пользуются двором и как расположить скамейки и детские площадки. И, учитывая все пожелания, разработали проект. Затем муниципальный депутат Владимир Гарначук согласовал его на всех инстанциях. Наша задача, во-первых, сформировать местные сообщества, чтобы жители начали ощущать город как свое пространство. Во-вторых — изменить подход к проектированию дворовых пространств. Городские службы не понимают, для кого они работают. Необходимо добавить этап проектирования, когда гото- вится архитектурный план как решение социальных задач, выявленных в том или ином дворе: для академиков и рабочих нужно проектировать по-разному. Сейчас есть план на каждый из дворов, но нет понимания взаимосвязи между ними — квартала, микрорайона. Мы хотим, чтобы об этом задумались комплексно, чтобы планы и бюджеты формировались не на год, а хотя бы на три-четыре — тогда можно поэтапно улучшить каждый двор. Чтобы жителей привлекали не на обсуждения проектов, а для совместного проектирования. Чтобы был создан рынок по проектированию этих пространств. Нам важно отладить механизм, чтобы потом его экстраполировать на 20 дворов или всю Москву».
Владимир Гарначук, депутат ВМО Тропарево-Никулино:
«Пока система принятия решений по реконструкции районов не предусматривает создание проектной документации на базе проведенных исследований. Наша задача — основываясь на опыте пилотного проекта реконструкции двора на улице Академика Анохина, изменить нормативно-правовую базу. И кроме того, до конца года провести социсследование всего района и спроектировать общественное пространство в целом».
Эскиз реконструкции двора на ул. Академика Анохина, 38
Ольга Дука, продюсер, агентство Improve:
«Я живу в Басманном районе и часто хожу от Курского вокзала по туннелю под железной дорогой. Им много кто пользуется: приезжие, рабочие, местные жители, студенты, все, кто ходит в «Арму». Когда я спрашивала у разных людей о туннеле, все говорили: темно, грязно, было бы здорово, если бы он изменился. Мы решили переделать туннель в рамках фестиваля «Оживленный город», который делают агентство Improve, Artplay и UrbanUrban. Туннель — основа под железнодорожное полотно, там запрещено любое строительство. Однако РЖД разрешили нам осуществить проект. Нам нужно было нарисовать эскиз, который людям будет приятно видеть долго. Мы пригласили немецкое архитектурное бюро Topotek1, известное проектами в сфере архитектуры и пабликарта. Его команда разработала эскиз росписи, которая включит портреты жителей Басманного района и других горожан и приезжих.
- Более 70 000 человек ходит каждый день по туннелю под улицей Казакова
- 150 портретов людей украсят стены туннеля
- 2000 рублей стоит стать лицом туннеля
Существует давняя традиция настенных росписей, барельефов, мозаик. На них изображают героев и государей. Обычные люди на стенах города не появляются никогда. Но именно они — сегодняшние герои. Такая роспись позволит городу рассказать о самом себе, вовлечь локальное сообщество и дать возможность людям увидеть друг друга. Мы поняли, что нужно взять на себя всю работу по согласованию, разработке эскиза и т. д. А люди включатся на финальной стадии. Компания Dornbracht, которая поддерживает арт-проекты по всему миру, оплатила работу архбюро. Мы получили грант от Гете-института, нас поддержал Департамент культуры. Сейчас мы запускаем краудфанд, чтобы любой желающий мог стать частью росписи и напрямую проголосовать за то, хочет ли он видетьроспись в туннеле».
Эскиз туннеля под улицей Казакова, разработанный архитектурным бюро Topotek1