Принцесса де Монпансье
Мадмуазель де Мезиер, наследница французского престола (Тьери) влюблена в смазливого юношу герцога Гиша (Ульель), но по воле отца должна выйти за принца де Монпсансье (Лепренс-Ренге). Действие фильма и романа, на котором он основан, происходит в середине XVII века, так что легко понять, что главную героиню будет мучить основной конфликт эпохи – между чувством и долгом.
Заявка на историческую драму звучит убедительно: действительно один из лучших французских режиссеров и один из немногих, кто умеет снимать жанровое кино в Европе, Бертран Тавернье взялся за основоположника жанра любовного исторического романа – мадам де Лафайет, музу Ларошфуко, близкого друга Расина и Буало, просто одну из блистательных женщин своего времени. Ее произведения давно привлекают кинематографистов – самый известный роман «Принцесса Клевская» экранизировали Анджей
Жулавский, Мануэль ди Оливейра и Кристоф Оноре.
Тавернье снимает без изысков. Взялся он не за «Принцессу Клевскую», а за куда более легкомысленное произведение, сделать из которого костюмную драму, разворачивающуюся на фоне борьбы католиков и гугенотов, ничего не стоило. Главное, что работает
Тавернье не по шаблону – здесь нет нежной скрипичной музыки и буколических пейзажей, действие развивается неспешно и даже убаюкивающе. За сюжетными перипетиями явственно проступает салонная философия. С одной стороны, спасибо классикам эпохи Просвещения. С другой, нужно обладать мастерством, чтобы находить для философских романов адекватный киноязык.