Хорватия. Неделя на яхте в Адриатике
Да всем! Фанаты пляжного отдыха найдут себе сотню мест для купания; можно целыми днями загорать и весело прыгать с яхты в открытое море. Любители бродить по городам смогут вдоль и поперек исходить с десяток новых поселений. Тусовщики будут каждый вечер попадать в новые бары: это другой город, тут никто не вспомнит, как лихо вы отплясывали вчера. Экстремалы вскарабкаются на скалы и заплывут в пещеры, а любопытные ни на шаг не отойдут от шкипера, впитав кучу новой информации.
Признайтесь, разве вы когда-нибудь думали о Хорватии в подобном ключе? Для многих эта страна — что-то вроде карикатурно заброшенной Восточной Европы в «Евротуре». А ведь здесь фантастически красиво. Здесь нависают из-за заборов кроны деревьев с невообразимо желтыми шариками лимонов. Здесь окна в ярких деревянных ставнях и балконы с цветами и густой зеленью. Здесь острова, реки и водопады, солнце и кристально чистая вода.
Что взять с собой?
Запасайтесь купальниками и шлепками, кепками и солнечными очками, парой джинсов, непродуваемой курткой с капюшоном и кедами на светлой подошве, чтобы не пачкать палубу, — и вперед! Чемоданы на яхте ставить некуда, поэтому найдите спортивную сумку. И обязательно фотоаппарат — умопомрачительные морские закаты достойны остаться не только в вашей памяти.
Ну и самое важное — правильная компания. Учтите, что неделя в замкнутом пространстве яхты способна перессорить кого угодно по мелочам. Берите проверенных людей и будьте терпимее друг к другу.
Как все это было?
Рано утром мы прилетаем в хорватский город Сплит и отправляемся в марину (порт) — ехать совсем близко, не больше получаса. Нас уже ждут: знакомимся со шкипером и идем осматривать нашу яхту Beneteau First 47.7, «Kali». Четыре каюты, два санузла, общий салон с кухней — какое же все на первый взгляд чертовски маленькое и неудобное! Что за узкая кровать? А какой потолок низкий! И зачем в туалете во-от такое окно? Чтобы открыть ящик, надо сунуть палец в дырку и надавить на защелку; бокалы как назло спрятаны в самом дальнем углу; стол в салоне, хоть и без острых углов, так и норовит побольнее ударить в бок; во время переходов надо экономить воду и пользоваться одной розеткой на всех… Впрочем, уже на второй-третий день привыкаем — оказывается, на самом деле все удобно и функционально, каждая вещь лежит на своем месте и не упадет во время качки.
Идем покупать продукты — готовить на яхте придется самим. Тут нам повезло: наш шкипер Кристоф — фантастический человек. Фанат моря и своей работы, плюс еще прекрасно готовит, знает, кажется, все на свете, имеет миллиард знакомых и может без конца рассказывать интересные истории. Разговариваем с ним — без преувеличения — часами.
И вот отплываем. Яхта — как маленький муравейник: кто бежит на нос ловить брызги, кто кутается в ветровку (первый день у нас холодный, с дождем), кто испуганно цепляется за скамейку с твердой уверенностью, что вот-вот начнется морская болезнь. Приключения начались!
В марине Фрапа вместе с нашей скромной небольшой яхтой покачиваются огромные белоснежные океанские красавицы. За пару минут можно дойти до озера с обрывистыми скалистыми берегами — вода в нем удивительным образом стоит выше уровня моря. Еще дальше каменистый пляж: вода дико холодная, но искупаться надо. А вечером здесь так тихо, что отчетливо слышно негромкое пение под гитару — это компания местных в кафе на другой стороне залива, за несколько сотен метров от нашей яхты. Первая ночь на воде проходит неплохо: едва заметно покачивает-убаюкивает, вода плещется в борт, и иногда над головой вдруг начинают стучать о мачту веревки.
Скрадин стремительно взбегает на гору к остаткам небольшой крепости. Оттуда совсем не хочется уходить — уж очень хорошо идет розовое вино под закат. Дальше город захватывает далеко заполночь случайно встреченным баром и вновь приводит на гору – на этот раз нам светят чистые крупные звезды. К яхте мы уже привыкли и спокойно бегаем туда-сюда по перекинутому на пирс узкому мостику, которого поначалу так боялись.
С утра садимся на велосипеды и едем в национальный парк Крка смотреть на водопады. Много туристов, шум, возгласы и мелкая водяная пыль; все толпой поднимаются наверх с одной стороны от бушующего потока, там осматривают старый почерневший механизм мельницы и переходят на другую сторону. Дорога вниз проходит дальше от основного каскада водопадов – это деревянный настил среди зелени. Ощущение — точь-в-точь как у Брэдбери в рассказе «И грянул гром»: страшно оступиться, сойти с тропинки и нарушить что-то очень важное. (Правда, увидев черепаху, вся группа срывается за ней на траву с криками «Убежит!».) Кажется, два часа, проведенные здесь, уложились в десять минут. На обратной дороге в марину часто останавливаемся передохнуть и любуемся живописными берегами реки Крка. Возле яхт нас ждут лебеди — выпрашивают хлеб и шипят на собаку, пришедшую за тем же.
С другой стороны острова — город Вис. Больше всего запоминается, как ни странно, кладбище: возле церкви на видном со всех сторон полуостровке, залитое солнцем, с ужасно голубым морем за оградой.
Палмижана сшибает с ног ошеломляющей красотой: здесь раскидистые сосны и каких-то невообразимо причудливых форм кактусы, и между всем этим разбегаются в разные стороны тропинки – каждая к своему ресторанчику с видом на море. А еще здесь песчаный пляж, на котором днем можно вдоволь поваляться, а ночью увидеть, как звездное небо находит продолжение в огоньках на вершинах мачт. Ребята с соседней яхты угощают нас домашним вином («Я сам давил виноград босыми ногами! — хвастается один. — И моя мама давила, и вся моя семья!») и поют песни под гитару. Неужели может быть так хорошо? Люди на яхтах вообще поразительно дружелюбны. Пока идешь по пирсу, двадцать пять раз поздороваются и позовут в гости. Здесь это как-то просто и естественно.
Дальше Стари-Град — тихий и уютный, маленький, даже кукольный. Налеплены друг на друга разноцветные домики, в самых узких и неожиданных подворотнях стоят столы из ближайших кафе. Удаляясь от моря, проходим город насквозь и видим стройные ряды виноградников и прочей зелени.
Вечером едем на такси в Хвар — местную Ибицу. Мы вовремя: успеваем взять по коктейлю. Маленький бар переполняется за пару часов, толпа выплескивается на улицу и заполняет ее, все дальше и дальше, до набережной, за поворот, где встречается с другой толпой из соседнего бара. Сюда стоило съездить; это яркая и шумная точка после расслабленного путешествия, взрыв — после этого только отсыпаться и потихоньку собирать вещи. Да, и это именно тот вечер, когда как раз начинает чуть-чуть хотеться домой.
Последняя, она же первая в нашем приключении, марина Каштела по прилету показалась простым аккуратным и современным прибрежным городком. Но теперь мы знаем, куда идти: находим миниатюрную крепость с жилыми домами внутри, заглядываем в открытую ночью калитку кладбища, не рискнув идти дальше…
После прилета в Москву по привычке покачивает еще дня два. Это самое волшебное путешествие — о нем без умолку рассказываешь каждому встречному и уже на второй вечер вновь идешь встречаться со своими морскими друзьями. Это полный отрыв от действительности — как будто на свете осталась только ваша дружная команда во главе со шкипером, ну и еще встреченные по пути дельфины. Забудьте о делах — на яхте нет wi-fi, частенько не ловит телефон и время идет как ему заблагорассудится, стирая часы в сутках. И вообще, на свете есть только тот момент, когда тебе передают управление: штурвал мотает под ладонями вправо-влево, когда яхту подбрасывает на волне; минут через пятнадцать понимаешь, как его удерживать, чуть поворачиваешь, и вся эта остроносая махина послушно следует за твоими руками. Ветер в лицо, брызги со всех сторон, синее-синее море и солнце — радость невероятная.
Как повторить?
Яхтенный туроператор Friends’ Travel предлагает недельные туры за 1170€ с человека — в стоимость входят собственно яхтинг, авиабилеты и страховка. Также этим летом организуют специальные йога-туры за 1499€ в неделю. Хотите уплыть на десять дней? Нет ничего невозможного — для вашей компании подберут варианты в индивидуальном порядке.
Яхта в неделю обходится примерно в 200€ с человека: покупка еды на всех, оплата стоянок в маринах и финальная заправка — за все это платит экипаж, то есть вы. На личные расходы оставьте около 100€. Не очень-то надейтесь на карточки: их принимают неохотно, а банки и обменники встречаются не так часто, как хотелось бы, и закрываются рано. В ходу местная валюта — куны.
С 1 апреля 2013 года гражданам России требуется оформление хорватской визы, также можно въехать по шенгенской визе.