«Джаз вдохновлял поначалу»
— Недавно мне посчастливилось оказаться на концерте великого Трилока Гурту…
Мария Жуан: О, мы играли с ним!
— Он очень смешно рассказывал, как отвечает на вопрос о стиле, в котором играет. А как бы вы охарактеризовали ваш?
МЖ: Никогда в этом толком не разбиралась… Наверное, что-то «джаз». Этно-джаз, например. А что сказал Трилок?
— Он решил, чтобы к нему не приставали, отвечать: «Spiritual dance music».
Мариу Лажинья: Хороший и сложный вопрос. Мы с Марией записали вместе около десяти альбомов, Я пишу музыку, Мария – стихи. Поначалу нас вдохновлял джаз. Затем нам захотелось играть немного другую музыку, мы открыли двери воображению и позволили себе добавлять к джазу самые разные музыкальные влияния. Здесь есть и африканская музыка, и португальская, и бразильская – потому что бразильская культура так популярна сегодня в Португалии. Вот этот микс и стал в итоге нашей музыкальной судьбой (смеется).
— Вы начали играть вместе в 90-е. Тогда казалось, что совсем скоро настанет прекрасный новый мир, в котором уже совсем скоро восторжествует любовь, победит мультикультурность и прекратятся войны. Теперь стало очевидно, что изменить мир не так просто. Как вы думаете, сегодня ваша музыка — актуальна?
МЖ: Да, конечно. Даже более актуальна, чем раньше. Сегодня в особенности важно показать, что есть и другой путь, путь объединения.
МЛ: Еще один хороший вопрос (смеется). Вы говорите, что наша музыка из тех времен, когда мы были полны надежд? Наверное, да. Сейчас, по-моему, у всех нас есть ощущение, что мир движется не в том направлении. Но мы все равно должны гнуть свою линию. Музыканты выражают эмоции посредством музыки, и если идет война, ее можно отразить, например, так (играет быстрый атональный пассаж), или вот так (еще один). Мы же музыканты, и лучшее, что мы можем сделать — наша музыка. Как и многие другие, мы часто играем концерты бесплатно, пытаясь помочь хоть этим. Нам всем нужно отдавать все больше и больше, если мы хотим что-то изменить, потому что с каждым годом растет не только количество тех, кто богатеет, но и количество бедняков.Но все-таки мне кажется, что даже когда люди так страдают, как сейчас, когда существуют войны и голод, всегда остается время для чего-то хорошего. И надежда.
МЖ: Мы уверены, что есть надежда.