Энди Уорхол: 5 историй из жизни короля поп-арта
1. Арт-терапия
Новый альбом самой популярной певицы современности Леди Гаги «Artpop» (пластинка появится в ноябре, а первый сингл — 19 августа) — трюбьют наследию короля поп-арта. А ведь художником Уорхол стал исключительно из-за проблем со здоровьем. В девятилетнем возрасте Андрий Вархола, сын словацких эмигрантов в Питтсбурге, заболел малой хореей. Последствием заболевания стало ослабление работы мышц и появление пигментных пятен на коже лица. Почти три месяца мальчик провел в кровати: чтобы развивать работу мышц рук, родители купили ему альбом с красками, карандаши и бумажных кукол, для которых нужно было вырезать платья. Встав на ноги, Андрий уже точно знал, что в будущем он станет художником
2. Салфетка как произведение искусства
В конце 50-х на одной из вечеринок Уорхол — в то время самый модный «коммерческий» художник Нью-Йорка, работавший для многочисленных рекламных агентств, — был представлен Грете Гарбо. Он взял салфетку, нарисовал на ней бабочку и протянул ее шведской кинодиве. Гарбо приняла подарок, но перед самым уходом бросила изрядно помятую салфетку под стол. Вместо того чтобы обидеться на знаменитость, будущий поп-король поднял салфетку с пола и почти сразу же «превратил» ее в арт-объект, написав на ней: «Бабочка, помятая Гретой Гарбо».
3. Две звезды
Легенда гласит, что самая первая встреча Энди Уорхола и Элизабет Тейлор, ставшей впоследствии не только его музой, но и «родственной душой», произошла в Риме в 1973 году — на съемках фильма «Место водителя». Художник, держа на руках свою таксу Арчи, зашел в трейлер кинодивы и поинтересовался, не возражает ли она против присутствия собаки. «Не возражаю, правда, надеюсь, у нее не возникнет желания надуть мне на ковер», — ответила Тейлор. Художник и актриса продолжали дружить вплоть до смерти Уорхола в 1987 году.
4. Жертва феминизма
Многие считают, что писательница-феминистка Валери Соланас, снимавшаяся в кинопроектах Уорхола и даже предложившая ему экранизировать свою пьесу «Засунь себе в задницу», тщательно разработала план покушения на короля поп-арта. Это не так: 3 июня 1968 года она пришла в отель «Челси» со спрятанным за пазухой пистолетом с целью убить француза Мориса Жиродию — своего литературного агента (кстати, одного из издателей Набокова). Однако его не оказалось в городе, и Соланас в приступе гнева изменила планы. Придя на «Фабрику» Уорхола, она дождалась художника, а потом, уже в его офисе, выпустила в него три пули. Полиции Соланас объяснила: «Энди пытался контролировать мою жизнь».
5. Про Лайзу, Барбру и жену Соню
В знаменитом манхэттенском клубе Studio 54 у Уорхола была комната, куда время от времени наведывались мировые знаменитости, чтобы поделится с королем поп-арта последними сплетнями из мира шоу-бизнеса. Некоторые истории записывались на диктофон Sony, с которым Уорхол никогда не расставался и даже называл «женушкой Соней». Лайза Миннелли рассказывала, как Дайана Росс, устроив вечеринку у себя в особняке, забыла отправить детей ночевать в отель. Бьянка Джаггер возмущалась тем, что Барбра Стрейзанд попросила билет в VIP-ложу на концерт Rolling Stones, но в конечном итоге так и не пришла. Элизабет Тейлор же, обычно не очень трезвая, говорила абсолютно обо всем.