Franz Ferdinand: «Вызывать ненависть — это классно»
Что происходит с Franz Ferdinand? Если в последние пару лет такая мысль посещала вашу голову, то вы в этом не одиноки. А они словно залегли на дно, выныривая на поверхность только в связи с очередным концертом. «Все так отчаянно хотели знать, чем мы занимаемся и над чем работаем, — объясняет гитарист Ник Макарти, — что мы в какой-то момент решили не говорить ни о чем». Алекс Капранос, долговязый фронтмен группы, вставляет свои пять копеек: «Бывают люди, способные говорить без остановки, даже когда им нечего сказать. Убивать таких. В этом и состоит разница между знаменитостью и музыкантом: мы не ощущаем себя естественно, когда вынуждены выполнять подобные селебрити-обязательства. Зато вдали от посторонних глаз мы чувствуем, что можем позволить себе почти все».
Кое-что поменялось с тех пор, как в 2004-м году на сингле «The Dark of the Matinée» участники малоизвестной шотландской группы Franz Ferdinand фантазировали об интервью, которое у них возьмет ведущий ВВС Терри Уоган. Сэр Терри так и не пригласил их в студию, зато квартет взял полагающиеся награды Brit Awards и Mercury, продал миллионы пластинок и — по крайней мере, некоторое время — легитимно мог называться главной рок-группой Великобритании.
Со стороны кажется, что передышка от пристального внимания им нравится. Во время интервью участники шотландской группы мирно запивают брауни горячим кофе у себя в студии на северо-востоке Лондона. Капранос сидит ссутулившись на стуле для пианино, с ним рядом Пол Томсон (барабаны, ухмылки, щелочка между зубами) и учтивый Маккарти (по совместительству — владелец студии); басист Боб Харди придет попозже. Именно здесь, в компании старинных синтезаторов, вращающихся кожаных кресел в стиле злодеев из бондианы и огромного плюшевого льва, группа Franz Ferdinand провела большую часть года, записывая четвертый альбом «Right Thoughts, Right Words, Right Action».
«Это крайне причудливая запись, — считает Капранос. — В ней есть предельно странные моменты, которых мы, конечно, постарались бы избежать, если бы сознательно нацеливались на коммерческое звучание». Так оно и есть: на альбоме фирменные приставучие риффы и драйвовый фанковый бас соседствует с синтезаторными кривляниями, намеренно неряшливым продакшном и максимально самокопательными текстами. «Right Thoughts» можно было принять за дебютный альбом какой-то новой группы, хотя в реальности со дня выхода их первого сингла «Darts of Pleasure» прошло десятилетие. Торжеств не запланировано: «Мы всегда были настроены крайне антиностальгически, — сухо комментирует Капранос. — Так что зафиксируем этот факт и будем двигаться дальше».
Однако это все равно хороший повод еще раз взглянуть на извилистый маршрут, которым они проследовали из арт-сквотов Глазго к высотам рок-славы, включая сюрреалистический перфоманс на премии Грэмми в 2005-ом («нас втиснули между Гвен Стефани и Black Eyed Peas», вспомнит Томсон). Franz Ferdinand оказались достаточно популярны, чтобы стать объектом ненависти для поклонников «настоящего рока». «На фестивале в Нью-Джерси мы выступали по соседству с Papa Roach и Korn, — говорит Томсон. — 20 000 бро хором кричали нам: «You suck!» «А мне там понравилось, — вдруг добавляет Капранос. — Классно вызывать ненависть у людей, которые тебе не слишком симпатичны».
Альбом Franz Ferdinand «Right Thoughts, Right Words, Right Action» в продаже с 26 августа