В Москве начинается новый театральный сезон
Обычно московские театры вкатывались в сезон постепенно. Уже в августе труппы второго-третьего ряда успевали засветить свои премьеры, пока гранды не отнимали внимание критиков. Но сейчас время перемен, смены руководителей, ремонтов, ребрендингов. Никто не хочет считать себя вторым-третьим. И, как по первому школьному звонку, в первую неделю сентября стартуют многие, в том числе и фавориты. Достаточно назвать «Ленком», МХТ им. А. П. Чехова, «Мастерскую Петра Фоменко», «Студию театрального искусства», «Практику», Театр п/р Олега Табакова. Кстати, «Табакерка», возможно, последний год открывается в своем знаменитом подвале на ул. Чаплыгина. В 2014-м наконец будет сдано новое здание на Сухаревской. Чтобы прийти к новоселью не с пустыми руками, в этом сезоне обещают аж восемь премьер.
«Школа драматического искусства» решила разбить свой текущий репертуар на программы. Начнут с двух спектаклей своего основателя Анатолия Васильева — «Пушкинский утренник» (чт 5 – сб 7 сентября,19.00) и «Из путешествия Онегина» (чт 12 – сб 14 сентября,19.00). Октябрь начнут фестивалем «Японская осень», на котором будет показан спектакль «Три сестры. Андроид-версия» труппы Seinendan, где партнерами живых актеров выступят роботы. А вслед за этим Дмитрий Крымов представит свою версию на ту же тему: «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве. По пьесе А. Чехова «Три сестры».
Еще больше новинок планируется Театром им. Вл. Маяковского. Для начала сыграют обновленную народную комедию Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» (вт 3 сентября, 19.00) в постановке Миндаугаса Карбаускиса, которую в прошлом сезоне показывали всего пару раз. Стильный, не столько смешной, сколько острый спектакль о нас, готовых, пусть и с ворчанием, терпеть любые выкрутасы самодура, чуть поджался, сократился и обрел новую энергию.
На следующей неделе уже выйдет настоящая премьера — музыкальный спектакль для всей семьи «Мама-кот», где на голову вполне себе мирному коту Зорбасу свалилась забота о птенце чайки, которого пришло время учить летать. Максим Леонидов написал оригинальную музыку, которую на сцене вживую будет исполнять оркестр. Молодежь «Маяковки» будет петь, плясать и летать. А ответит за всю эту хорошо темперированную катавасию молодой режиссер Полина Стружкова — одна из лучших выпускниц Мастерской Олега Кудряшова. О ее спектаклях в провинции ходит много соблазнительных слухов — и вот, наконец, московский дебют. «Кудряши» вообще всерьез обосновываются в этом театре. Никита Кобелев выпустит уже четвертый спектакль в «Маяковке»: «Бердичев» по пьесе Фридриха Горенштейна.
Свой профессиональный дебют покажет и выпускник этого года мастерской Сергея Женовача Владимир Смирнов. Причем это будет не что-то скромненькое, а «Осенний марафон» по знаменитому сценарию Александра Володина с предположительно Игорем Костолевским в главной роли — актером, который в этом сезоне справит двойной юбилей: 65 лет жизни и 40 лет на сцене именно Театра им. Вл. Маяковского. А нынешние студенты профессора Кудряшова после пожара в ГИТИСе будут здесь играть свои дипломные спектакли.
Еще театр откроет два новых игровых пространства. Один репетиционный зал переоборудовали в модуль, где молодые режиссеры будут заниматься экспериментами. А на Сретенке откроют после капитального ремонта филиал. Для начала там пройдет премьера Карбаускиса «Кант» по пьесе Марюса Ивашкявичуса со звездами театра в роскошной сценографии Сергея Бархина. И это еще не все. Начинает работу «Студия OFF» под руководством Саши Денисовой и Никиты Кобелева, которая займется документальным театром. Первым проектом станет «Декалог»: десять историй реальных жителей района Сретенки на тему десяти заповедей.
И мастера — Леонид Хейфец, Юрий Йоффе, Лев Эренбург — готовят свои премьеры. Труппа большая и вся в работе. Что выйдет, сможем оценить в конце сезона. А пока — просто интересно.
На фото: сцена из спектакля «Господин Пунтила и его слуга Матти»