Искусство: итоги года | Арт | Time Out

Искусство: итоги года

Фаина Балаховская   19 декабря 2008
4 мин
Искусство: итоги года
Мечты сбывались, цены поднимались, но в целом мало что менялось.

После долгих лет тягостных раздумий столицу посетил долгожданный и просто очень дорогой художник Илья Кабаков. Полнота мира восстановлена — мечтать больше не о чем. Были, естественно, и другие визиты международных звезд — с выставками приезжали Барбара Крюгер, Дженни Хольцер, Тони Оуслер. Несмотря на то что вроде бы все (хотя бы временно) дома, демографический баланс остается отрицательным — художников больше выбывает, чем прибывает. Меж тем реформы художественного образования не намечается. Суриковский институт, работающий с коэффициентом полезного действия на уровне строителей египетских пирамид, поднапрягся и выдал вполне вменяемого, перспективного живописца — Валерия Улымова. Немногим более эффективная молодежная биеннале «Стой, кто идет» подарила Андрея Кузькина.

Не скучала провинция: коллекционер Пьер Броше устроил по стране гастрольный тур коллекции современного искусства «Будущее зависит от тебя» — там, где музеи не были готовы, показывали в аэропортах.

Настоящим прорывом стала выставка «Русское бедное» в Перми — начало первого настоящего музея современного искусства в России.

Прошедший год стал лучшим практически для всех московских музеев. Обидно, что на прекрасные выставки футуристов, экспрессионистов и Джакометти в Пушкинском не стояла очередь, зато Музеи Кремля высочайшего качества программой приручили зрителя так, что кажется, что они теперь что ни покажут — люди пойдут. Музей этой возможностью, впрочем, не воспользовался, плохие выставки делать не бросился. Наоборот, превзошел себя роскошными «Сокровищами воинской знати Японии» и «Двумя веками британской моды» из Музея Виктории и Альберта. Увы, другие музеи принципу «лучше меньше, да лучше» не следовали — в Третьяковке на две качественные, но не то чтобы зажигательные ретроспективы русских классиков Матвеева и Боровиковского пришлось куча не пойми чего.

По непонятному, не открытому еще закону резко снизилось количество и качество книг по искусству. Возможно, наличных средств и сил просто не хватает на все сразу. А может, издатели просто раньше вошли в кризис.

Выставка года
Подробнее

Провал года…
Подробнее

Открытие года
Подробнее

Скандалы года
Подробнее

Выставка года

Илья и Эмилия Кабаковы «Альтернативная история искусств», ЦСИ «Гараж». Масштабная, невероятно сложная, продуманная в мельчайших подробностях, идеально выстроенная инсталляция потрясла самим фактом своего существования — как пирамиды. Художники построили себе памятник — увы, временный, зато при жизни.

Провал года

Те же Илья и Эмилия Кабаковы «Ворота. Последние работы художника», ГМИИ им.А.С.Пушкина. Получилось банально. Разместив блеклые, нарочито незначительные работы сразу за залами, где висят шедевры импрессионистов, можно было рассчитывать на культурный шок. Увы, место было подобрано неверное — сакральная девственность этих залов порушена задолго до Кабакова — здесь и не такое показывали.

Открытие года

Центр современной культуры «Гараж», открывшийся выставкой Кабаковых выглядит так, будто в Мельниковский гараж вселился западный выставочный зал с серьезным бюджетом, продуманной концепцией и нереальной в наших широтах уважением к своей публике.

Скандалы года

Претендентов много. Увольнение Андрея Ерофеева — ведущего специалиста по современному искусству, блестящего куратора из страдающей импотенцией Третьяковской галереи. Возвращение эмигрировавшего десятилетия назад отца московского концептуализма Кабакова с супругой-соавтором, которое происходило в стиле «нам наплевать, что вы о нас думаете». Перемещение ценностей: начали с никогда не принадлежавших Русской православной церкви драгоценных ковчегов из кремлевских соборов, теперь дошли до «Троицы» Андрея Рублева. Понять, зачем рисковать хрупкой иконой и вывозить ее на три дня из Третьяковки, невозможно, так ведь и смысл переноса царских еще сокровищ из Кремля в ХХС неясен. Завершил год скандал на вручении Премии Кандинского. Недовольные победой Алексея Беляева-Гинтовта прошлогодний чемпион Анатолий Осмоловский и еще один претендент Дмитрий Гутов затеяли скандал и быстро перенесли его в область политики. Вопрос на засыпку: что считать левым, а что правым — осмоловские «Хлеба» в виде иконостаса или декоративные красно-золотые пятиконечные звезды Беляева-Гинтовта?