Театр: итоги года
Год в Москве прошел довольно блекло — эксперты «Золотой маски» с трудом наскребли по всей столице несколько спектаклей, которые можно было бы назвать номинантами. Да и те в основном — премьеры осени конца 2007 года. Однако совершенно неожиданно, будто в предчувствии мирового финансового кризиса, театр преподнес несколько примеров прямого перевода больших денег в художественное качество. У нас ведь принято считать, что настоящий художник — голодный художник. А тут вдруг основные творческие удачи возросли при прямом участии звонкой монеты.
Появилось два новых роскошных театральных здания, причем для компаний, сеющих разумное, доброе и некоммерческое: Мастерской Петра Фоменко и Студии театрального искусства Сергея Женовача. Первое открылось трагическим прочтением «Бесприданницы» Островского с Полиной Агуреевой в роли Ларисы. Второе — чтениями вслух у камина рождественской сказки Диккенса «Битва жизни». Здание СТИ, придуманное художником Александром Боровским и перебранное чуть ли не его собственными руками по кирпичику, потрясло не одно воображение. Бывший рабочий клуб при канительной фабрике Алексеевых стал современнейшим театром, сохранив при этом изящество позапрошловекового модерна, и настоящим домом именно для «женовачей», с их теплотой и верой в чудо.
Валерий Фокин привез на грандиозные гастроли пять премьер руководимой им всего пять лет Александринки. И все — классные. Оказалось, что изрядная сумма государственных средств пошла не только на образцовую реставрацию здания Росси, но и на возрождение труппы, которая теперь способна воплощать замыслы любой сложности очень разных режиссеров мирового уровня.
Наконец, Театр Наций, чье двадцатилетнее прозябание в непросыхающем ремонте было остановлено пару лет назад новой дирекцией во главе с Евгением Мироновым, выпустил лучшую премьеру сезона — «Рассказы Шукшина», доказав, что деньги творцу не помеха. На них, например, можно пригласить замечательного латышского режиссера Алвиса Херманиса, свозить всех участников спектакля на родной Шукшину Алтай, изготовить дорогущие фотодекорации по специальной технологии, заказать уникальную коллекцию тканей для костюмов и получить на выходе самый задушевный и человечный спектакль в Москве. Вот и вся коммерция.
Событие года
Гастроли Александринского театра из Санкт-Петербурга в рамках фестиваля «Золотая маска»: три премьеры худрука Валерия Фокина («Двойник» по Достоевскому, «Живой труп» по Толстому и гоголевская «Женитьба»), фантасмагория Андрея Могучего «Иваны» по повестям Гоголя и будто сегодня написанная Чеховым ироничная и пронзительная «Чайка» отца польского авангарда Кристиана Люпы. Возникший в XVIII веке императорский театр вновь приобретает прежнюю осанку, а Фокин получил в этом году сразу две самые престижные премии — «Золотую маску» и Премию Станиславского — с одной и той же формулировкой: «За возрождение театра».
Спектакль года
В интервью Time Out режиссер «Рассказов Шукшина» в Театре Наций Алвис Херманис обещал поставить очень-очень русский спектакль. И это у него получилось. Знаменитые «чудики» Шукшина, не столько сыгранные, сколько облюбованные восемью актерами, занятыми в спектакле, даже не собираются корить нас, столичных зрителей, отрывом от корней. При всей смачности «алтайских» подробностей, они — наше с вами отражение. Причем отражение отнюдь не такое отвратительное, каким его пытаются представить «актуальные и продвинутые».
Открытие года
Здание Студии театрального искусства на улице Станиславского. Художник Боровский сумел историю места, где некогда Станиславский делал первые шаги в режиссуре, сделать частью истории конкретной человеческой компании. Начинающая театральная студия, руководимая Сергеем Женовачем, обживает дом с глубокими традициями. Здесь все — настоящее: старые книжные шкафы и буфеты, чугунная плитка, открытая медная проводка, зрительские шехтелевские кресла, найденные выброшенными на мхатовских задворках. Стиль и подлинность — именно то, что «женовачам» и нужно.
Женская роль года
В спектакле Петра Фоменко «Бесприданница» Полина Агуреева играет Ларису Огудалову не как привычную и мелодраматичную жертву мужского обмана. Она трагична, потому что лучше всех в продажном мире купеческого города Бряхимова понимает, что любовь — товар неликвидный. Она никого не винит. Она просто не принимает рыночного мироустройства и уходит с достоинством и спокойствием.
Мужская роль года В «Рассказах Шукшина» Алвиса Херманиса в Театре Наций Евгений Миронов — главный. Ему достались сразу десять ролей, одна другой лучше. За минутную передышку между каждым из десяти знаменитых шукшинских рассказов он порой только рубаху успевает поменять, а то и вовсе только прическу. Но всякий раз на сцене появляется совершенно другим: то ворчливым стариком-резонером, то дотошным подкаблучником, заначившим денег на диковинный микроскоп, то заполошным вруном, хвастающимся, как чуть лично Гитлера не застрелил, а то отчаянным танцором, не сумевшим «отбить» жену у ее же жуткой до денег жадности.
Балет: итоги года
В уходящем 2008-м интереснее было читать про балет, чем смотреть его.
Год был небогат балетом — настолько, что и главного спектакля 2008-го не назовешь: все как-то серенько. Долго ждали «Пламя Парижа» — на премьере тоскливо поглядывали на часы: разумно, сконструированно, делово, но что ж так скучно-то, господи, что ж они французскую революцию делают так, словно стесняются безобразничать в Версале!
Но природа не терпит пустоты, и если нет громкого живого балета, выходят балетные книжки: аж три важных издания за год. Переиздали «Старый и новый балет» Андрея Левинсона, переиздали четвертый том «Истории танцев» Сергея Худекова (оба автора из Серебряного века ранее существовали лишь на полках антикварных, книги стоили великие тыщи). Вышел третий том лучшего российского балетного критика второй половины ХХ века Вадима Гаевского. Можно не ходить в театр, а на диване читать про знаменитые спектакли прошлых лет.
В будущем году на это времени будет меньше: многое обещает Музыкальный театр (еще в первой половине года премьеры и «Неаполя» Августа Бурнонвиля, и нового спектакля Начо Дуато, которого не смог заманить к себе Большой), Чеховский фестиваль привезет «Дориана Грея» Мэтью Боурна, что прогремел на Эдинбургском фестивале, а Большой обещает наконец купить баланчинские «Драгоценности». Поставим книжки на полку и пойдем в театр.
Отставка года
Алексей Ратманский полгода назад объявил о том, что не собирается продлевать контракт худрука Большого балета, и 31 декабря покидает свой пост. Уходит работать главным приглашенным хореографом в American Ballet Theatre.
Надежда года
Международный конкурс артистов балета «Арабеск» выиграл Артем Овчаренко. Блестящий дебют прошлогоднего выпускника московской школы, получившего недавно главную роль в «Щелкунчике», позволяет надеяться, что в Большом подрастает новый принц.
Потрясение года
Прима Большого театра Светлана Захарова в «Школе злословия» на ТВ. Девушка подтвердила, что все, что думают обыватели о роскошном образовании и широком кругозоре балерин, — правда.
Скандал года
«Голейзовский в Большом». Главный театр страны попытался воскресить хореографические миниатюры легендарного балетмейстера. Костюмы поручили делать Рустаму Хамдамову — и тут грянул гром: наследники хореографа запретили проект и подали в суд после единственного показа в репетиционном зале. Их ужасно смутило то, что на одного из парней одели черную юбку до пола. Они требовали костюмов из шестидесятых. Все, теперь спектакль не идет, театр судится.
Гастроли года
Солисты гамбургского балета, приехав на один спектакль в Музыкальный театр, показали, как на самом деле надо танцевать «Чайку» Джона Ноймайера.
Текст Анны Гордеевой