Гастроли Малого драматического театра
Вот уж лет тридцать как длится роман московской публики с питерским Малым драматическим театром — Театром Европы. Примерно с того момента, как его возглавил режиссер Лев Додин. Менялись времена, вкусы, тренды, труппа обновлялась, критики порой умеряли восторги. Но билеты на додинские спектакли в Москве неизменно раскупались задолго до начала гастролей, хотя некоторые из них привозили не по одному и не по два раза. И сейчас на все девять вечеров шанс в период с 28 сентября по 10 октября прорваться в Театр им. Маяковского, где пройдут гастроли МДТ, остался разве что на «лишний билетик».
Даже на легендарных уже «Бесов» (вс 13 октября, 12.00, на сцене театра Et Cetera) по роману Ф. Достоевского, которых наша публика могла бы уже и наизусть выучить — столько раз она видела этот почти восьмичасовой спектакль, опять аншлаг.
Начнут питерцы с «Трех сестер» (сб 28, вс 29 сентября, 19.00), которые в прошлом году на ура прошли в рамках фестиваля «Сезон Станиславского». Нервная, плотская, трагичная версия драмы А. П. Чехова. Три одинокие, бездетные, никому почти не нужные женщины только к финалу начинают понимать, что, цепляясь за иллюзии и вычитанные из книг идеалы, откладывая «настоящую жизнь» на потом, на мифическую Москву, они сами загнали себя в тупик, выхода из которого нет. В роли Ирины впервые уже «по-взрослому» раскрылся драматический талант Елизаветы Боярской.
В роли Луизы Миллер — героини драмы Шиллера «Коварство и любовь» (вт 1, ср 2, чт 10 октября, 19.00) — Боярская вместе с партнерами Данилой Козловским, Ксенией Раппопорт, Игорем Ивановым уже поднимаются до трагедии. Додин изрядно сократил романтичную, велеречивую пьесу о том, как взрослое коварство убило двух юных и доверчивых влюбленных. Его заинтересовал весьма современный сюжет о том, как государственная машина из какого-то своего, называемого «высшим», интереса давит все живое на своем пути. «Ничего личного», как говорится.
Очень популярную в последнее время пьесу Ибсена «Враг народа» (сб 5, вс 6 октября, 19.00) Додин осовременивает так же, как и шиллеровскую драму, — не переписывая классический текст, а проявляя его актуальность и убирая бытовые подробности позапрошлого века. Доктор Стокман — курортный врач, обнаруживший, что целебная вода отравлена фабричными отходами, — в исполнении Сергея Курышева вовсе не собирается быть революционером и в герои не лезет. Он просто пытается сказать людям правду. А эту правду из тех же самых своих, называемых «высшими», интересов либо замалчивают, либо используют как разменную монету в политических ставках.
Не новым уже спектаклем по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (вт 8, ср 9 октября, 19.00) Додин продолжит разговор с московскими зрителями о «высших» интересах, для которых не только честь, любовь и правда цену потеряли, но и сама жизнь человеческая. Нынешняя гастрольная афиша МДТ — Театра Европы интересна не только и не столько классическими названиями и именами звезд. Она выглядит продуманным, целостным и далеко не оптимистическим высказыванием Льва Додина и его труппы о дне сегодняшнем и о роли каждого из нас в этом дне.
Фото Виктора Васильева