По волчьим законам
Когда мамочка семнадцатилетнего Джея окочуривается от героинового передоза, парень судорожно набирает номер телефона своей малознакомой бабушки. Полупьяная матрона без промедления заявляется к внучку — и сразу же забирает Джея к себе. Скучать среди родственников подростку не придется: и его дяди (в количестве трех человек), и их мамаша — отъявленные мерзавцы, наркоманы и грабители. С последним, впрочем, кажется, надо завязывать — на хвосте у преступной семейки сидит озверевшая мельбурнская полиция, которая уже давно ждет случая расправиться с ней без суда и следствия. Дядья, пытающиеся приобщить пацана к своему ремеслу, Джею не слишком-то симпатичны — но уж какая ни есть, а все ж родня. И когда один из бывших налетчиков все-таки нарывается на полицейскую пулю, Джей послушно выполняет просьбу взбесившихся сожителей: тем более что и нужно-то всего ничего — вскрыть понтовую машину и подогнать ее к дому в положенный час. Когда смотришь дебютный фильм австралийца Дэвида Мишо, просто диву даешься — до чего же измельчал за последние десятилетия жанр криминальной драмы! Той, которая без цыганочки с выходом (как в «Отступниках» или «Темном рыцаре»), без пальбы и без суетного невразумительного монтажа — зато с живыми персонажами, трудноразрешимыми дилеммами морального характера и неоднозначными выводами. Из недавних аналогов удается вспомнить разве что «На гребне волны» (снятый 20 лет назад!) — да и там адреналиновые вспышки и мультяшные сюжетные навороты время от времени, пожалуй что, вытесняли все разумное и вечное. Да, «По волчьим законам» — не просто образчик мрачного крайма, снятый в лучших традициях голливудской классики 70-х (Коппола и ранний Скорсезе приходят на ум прежде всего), но еще и на редкость неглупое кино. Причем ничуть не скучное — хотя весь экшен и саспенс здесь заключаются в том, как крепко Мишо скручивает в узел эту неспешную историю взросления. Тем более что уж кому-кому, а нашим соотечественникам мораль фильма Мишо должна оказаться близка, как никому другому. В мире волков, где всем заправляют либо бандиты, либо продажные менты (непродажные, которых тут представляет одинокий и усатый Гай Пирс, все равно бессильны), не остается ничего другого, кроме как взвыть по-волчьи и, никому не веря, ни у кого не прося и ничего не боясь, решить свои проблемы самому.