Заражение
Жительница Миннеаполиса Бет Эмхофф (Гвинет Пэлтроу) возвращается из гонконгской командировки разболевшейся: кашель, насморк, температура. Двумя днями позже ее госпитализируют (дома Бет теряет сознание), и уже через несколько часов врачи констатируют смерть. Муж Бет, Митч (Мэтт Дэймон), в шоке — но еще хуже ему становится, когда та же участь постигает его приемного сына. Сам Митч, судя по всему, не заразился — и его помещают в карантин в надежде получить из его крови вакцину от неизвестного вируса. Столичный доктор Элис Чивер (Лоуренс Фишберн) из Центра по контролю и профилактике заболеваний озабочен: он подозревает, что таинственный вирус — новое биологическое оружие, которым террористы воспользовались накануне Дня Благодарения. Врач посылает в Миннеаполис свою сотрудницу, эпидемиолога Эрин Мирз (Кейт Уинслет), чтобы расследовать обстоятельства дела. Эпидемия тем временем распространяется с головокружительной скоростью.
Нельзя не признать задумку Содерберга удачной: в его новом фильме (так же как, например, в «Броненосце “Потемкин”») нет главного героя. Вернее, главных героев здесь множество, все они находятся в разных местах земного шара, а то и переезжают с места на место — и большинство из них умрут, так и не дожив до финала. Ход сильный, хотя и не новый: убить в середине фильма героиню (или героя), которую играет модная голливудская звезда (а почти все содерберговские персонажи ими и сыграны), впервые решился еще Хичкок. Но вот беда: такая разветвленность сюжета вряд ли идет фильму на пользу. Нет, конечно же, сценарий «Заражения» написан уверенной рукой, и проследить за развитием сюжета худо-бедно удается (на помощь, если что, приходят титры). Куда сложнее по-человечески сочувствовать многочисленным и кратковременным, как бабочки-однодневки, персонажам — какие-никакие эмоции здесь вызывает разве что омерзительный журналист в исполнении Джуда Лоу. Эйзенштейн ведь не просто так оставил свой фильм без протагониста: он снимал ту самую «массу», которая порождает революции и бунты, и отдельные люди ему были не важны. Понятно, что и Содерберг руководствовался сходными посылками: показать не двух-трех больных, а как будто бы всех больных; не двух-трех врачей, а как будто бы всех врачей. Вот только досадно, что в итоге у него и это не получилось: все равно спасителями человечества оказываются отдельные индивидуумы, причем настолько плакатно-положительные (один из врачей героически отдает свою вакцину больному ребенку), что советской пропаганде и не снилось. Но все-таки вот чего у «Заражения» никак не отнять: благодаря своей структуре он порождает ничем, если вдуматься, не обоснованную тревогу. Так что не удивляйтесь, если вас будут одолевать приступы паники при виде покашливающего в очереди незнакомца или сморкающейся в платочек старушки на соседнем сиденье в метро. Это пройдет.