Ну, че. Интервью с Гаэлем Гарсия Берналем
«Я, как скоростная машина, за пять секунд разогнался от нуля до 100 км/ч, смеется Гаэль Гарсия Берналь и тут же переходит на серьезный тон. На самом деле, расхожее выражение проснулся знаменитым не про меня. На то, чтобы сняться во всех этих фильмах, ушла куча времени годы напряженной работы. И еще непонятно, что я приобрел и как много потерял…
Берналь явно лукавит. С ним поменялся бы местами любой актер его поколения (в ноябре ему исполнится 27). Гаэль начал играть в ТВ-сериалах еще подростком и к 17 годам уже был телезвездой в родной Мексике. Его ждало типичное будущее мальчика, выигравшего местную Фабрику звезд, перспектива сниматься в парочке телефильмов в год, иметь много денег и всю жизнь заниматься одним и тем же, пока сам не надоест себе и своим поклонникам. Однако Гаэль решил восстать против такой судьбы. Он даже и не думал поступать в Центр актерского мастерства мексиканского канала Televisa, как его друзья-сверстники. А наоборот, рискнул всем и уехал учиться театральному искусству в Лондон. Я всегда мечтал уехать за границу. Больше всего мне хотелось отправиться куда-нибудь, чтобы многое узнать и многому научиться, рассказывает он сейчас.
Международный успех пришел к Берналю после того, как он снялся сразу в двух лучших за долгие годы мексиканских фильмах. И в Суке-любви, и в И твою маму тоже он словно исполнил будущее своей родной страны молодых отвязных мексиканцев, постепенно осознающих, что мир больше, хуже и печальнее, чем их самые дикие фантазии. В 2002 году Берналь сыграл в Преступлении отца Амаро молодого священника, прогрессивного, но не способного противостоять искушению. В Мексике картина побила кассовые рекорды во многом
благодаря яростной реакции католической церкви. Однако кинозвездой, соперничающей с Брэдом Питтом и Томом Крузом за журнальные обложки, Берналь стал только в последний год: славу принесли главные роли в Дурном воспитании Педро Альмодовара и Дневниках мотоциклиста Уолтера Саллеса.
Последний фильм был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля (правда, выиграл только приз экуменического жюри), на два Оскара (получил приз за лучшую песню) и на Золотой глобус в категории Лучшая иностранная картина. В Дневниках мотоциклиста Берналь сыграл молодого Эрнесто Че Гевару, в начале 50-х отправившегося в путешествие, которое в конце концов привело его к революционному прозрению. И если в Дурном воспитании Берналь потрясающе играет опустившегося трансвестита, то его Че исключительно благороден. Итак, мой первый вопрос: он пришел спасти нас или погубить?
Берналь хохочет, задыхаясь от гортанного смеха, так, словно его щекочут: Знаете, мне приятно думать, что я могу сыграть таких разных людей. Одна роль эксцентричная и истеричная, даже абсурдная, другая ясная, спокойная, понятная. Роль Че была более содержательной и обязывающей, конечно, но и более свободной, что ли…
Работая над экранизацией Дневников Гевары, режиссер Саллес, Берналь, Родриго де ла Серна (сыгравший друга Че Альберто Гранадо) и съемочная группа просто отправились по следам Гевары и Гранадо скитаться по Латинской Америке и записали свое путешествие на пленку. Мы словно совершали те же открытия, что и они, – вспоминает Берналь. Это был бесценный подарок не только иметь возможность сопереживать героям, но и открыть для себя целый континент, ощутить, насколько условны границы, насколько разделены туземные культуры, которые притеснялись в течение 500 лет. Я вырос в Мехико и, конечно, знал обо всем этом, но никогда раньше не смотрел на свою страну глазами соотечественников и не понимал, как далеко зашли несправедливость и социальное неравенство. Этот фильм заставил меня осознать, кто я такой, сформулировать мои приоритеты. Я понимаю, что это звучит банально, но по-другому сказать не могу.
Я спрашиваю, осознали ли остальные участники съемочной группы свои мультинациональные корни и прониклись ли идеей создания панлатиноамериканского фильма. Да, – кивает Берналь. У нас были актеры из Мексики и Аргентины, режиссер из Бразилии, и все мы делали фильм о двух парнях, которые едут на Кубу… А еще у нас в группе были люди из Франции, Испании и США… А деньги были британские. Несмотря на столь смешанный состав участников, картина получилась удивительно цельной и непосредственной (как и любой удачный
роуд-муви). Дорожные приключения легко приправлены политическим подтекстом 50-х годов, что совершенно не превращает Дневники в старомодную историческую драму. С экрана льется настоящая жизнь: фильм документирует собственное путешествие и собственное время так же точно и живо, как путешествие и время Че Гевары и Гранадо полвека назад. Бедность показана с фотографической беспристрастностью во встреченных лицах и ландшафтах, которые становятся символами уже современных лишений и бедствий.
Сейчас некоторые районы Латинской Америки остаются такими же бедными, если не беднее, чем 50 лет назад, – говорит Берналь. Мы побывали в местах, где вся инфраструктура находится даже в более ветхом состоянии, чем во времена Че Гевары. Некоторые части Буэнос-Айреса нам вообще пришлось восстанавливать из руин специально для съемок. Ты видишь все это и понимаешь, что законы экономики не применимы к этой части света. Говорят, что глобализация неизбежна, но до сих пор существует масса людей, которых она вообще пока не затронула.
Я спрашиваю, трудно ли было играть человека, у которого не только секс на уме. Он снова покатывается со смеху: Еще как, просто каторга…
Кстати, о каторге. Говорят, что во время съемок Дурного воспитания отношения между Берналем и Альмодоваром были напряженными. Якобы знаменитый режиссер приостановил съемки фильма на неделю, чтобы Гаэль сбросил несколько килограммов. Скажем так: это были сложные рабочие отношения, – говорит Берналь, пытаясь смягчить раздутый конфликт. У Педро особая точка зрения, но это и отличает его фильмы от картин других авторов. О фильмах Альмодовара нельзя судить только по отдельным кадрам или игре актеров, потому что он показывает целые и совершенно необычные миры. Ты всегда должен быть в его распоряжении, и иногда тебе не нравится то, что ты делаешь. Но уверенной рукой мастера он ведет тебя к результату, о котором потом жалеть не придется.
На мой вопрос, интересно ли было играть трансвестита, Берналь отвечает: Проклятый ремень очень больно сплющивает гениталии. – Гаэль жестом иллюстрирует свои мучения. И потом, волосы, грим, ресницы все это ужасно сложно. Но мне нравилось исследовать женщину, находить ее в себе. Говорят, каждый актер, играющий женщину, так или иначе перевоплощается в свою мать. В моем случае это чистая правда, моя мама смотрела на меня как в зеркало. (Смеется.)
Я замечаю, что в Дурном воспитании он очень похож на Джулию Робертс. Правда? Вот черт!.. Не знаю, она очень красивая и… ммм… Я бы хотел научиться ходить, как она… У нее такая походка…, ему не хватает слов, и я меняю тему. Итак, как же он работал над ролью? Мне пришлось примерно месяц серьезно тренироваться, вспоминает Берналь, как о чем-то само собой разумеющемся. Я брал уроки фламенко, а по ночам совершал вылазки в город. Больше рассказать не могу: я и так попал однажды в полицию за то, что вышел на улицу переодетым женщиной и делал вещи, которые, видимо, не должен был делать… Шучу, шучу! – торопится добавить он. А было бы здорово похвастать, правда? Ради профессии я готов на все!
В пресс-релизе, подготовленном к выходу Дурного воспитания, есть одно забавное место: Альмодовар всячески нахваливает виртуозную игру Хавьера Камары, сыгравшего товарища героя Берналя и в некоторых сценах переигрывающего последнего. Ну ничего, невозмутимо резюмирует Альмодовар. Гаэль будет много трудиться и заработает много денег. Правда? Он так считает? – ужасается Гаэль. О боже…
Это значит, что придется работать за пределами Латинской Америки.
Но разве он и его compadres по Дневникам мотоциклиста не собираются начать возрождение латиноамериканского кино? Хотелось бы, хотя такие вещи быстро не делаются. Сейчас много молодых талантливых кинематографистов хотят рассказывать интересные истории. Но у них нет никакого финансирования. Просто собираются единомышленники и находят способ снять кино. Но это лишь отдельные прорывы.
Я спрашиваю, считает ли он себя частью кино нового типа, видит ли в себе альтернативу голливудской модели?
Определенно, – кивает Берналь. Ты идешь в кино и думаешь: Черт, опять везде одно и то же… А я хочу других историй, хочу сохранить порыв и любопытство. Я уверен, что в моих фильмах политический и культурный контекст так же важны, как и сами персонажи, критикующие окружающую их жизнь и ждущие чего-то нового. Они молоды и полны надежд как музыка конца 60-х, отражавшая дух своего времени.
Вот видите, – неожиданно заключает он, наговорил тут вам с три короба, а толком так ничего и не сказал.
Итак, Гаэль Гарсия Берналь возвращается домой. На столько, на сколько позволит его новый статус международной кинозвезды (на следующий день после нашего интервью в Нью-Йорке, где у Берналя есть квартира, он улетел в Рио-де-Жанейро на премьеру Дневников мотоциклиста, которые должен был представлять вместе с бразильским президентом Лулой; круто, теперь Берналь дружит с президентами). В прошлом идеальный персонаж для роуд-муви (богемная мать актера, бывшая модель, вырастила сына свободным и независимым), в 17 лет отправившийся через Атлантику учиться в Лондон, Берналь уверяет, что покончил с кочевым образом жизни.
Раньше мои скитания были отличным поводом спрятаться от ответственности и сбежать ото всех. Нужно было просто сказать подружке: Извини, но мне нужно уехать на съемки… Сейчас, с возрастом и появлением опыта, я испытываю потребность осесть наверное, в Мехико. Это город, от которого я никогда не смогу освободиться.
Так что же, adios, Лондон?
Мой Лондон закончился. Это немного грустно, но, знаете, полезно покидать место, где ты учился. Cложно объяснить, но я помню, как рвался уехать из Мехико, а потом испытал то же чувство в Лондоне. Я был голоден, а теперь наелся».
Путь команданте
Биография Че Гевары главного героя фильма «Дневники мотоциклиста»