Упражнения в прекрасном
Достоинства и недостатки соответствуют жанру: можно наслаждаться остроумными диалогами актеров антрепризного театра (Куценко, Шамиров, Юшкевич), при этом театральный пафос зачастую перехлестывает через край.
В поезд дальнего следования загружается труппа антрепризного спектакля: народный артист (Гоша Куценко), обеспокоенный тем, возьмут ли его в блокбастер «Порт-Артур»; характерный холостяк (Виктор Шамиров), чья кинокарьера не ушла дальше массовки; пьющий разгильдяй (Константин Юшкевич), звезда сериалов про зону, и юная студентка ГИТИСа (Ксения Радченко), в последний момент взятая на замену. Ее присутствие превращает обычные гастроли — с провинциальными ДК, пьянством с коллегами, визитом губернатора — в тест на человечность, раскрывает ветеранов сцены, заставляя вести разговоры о жизни и призвании. «Упражнения в прекрасном» поставлены по одноименной пьесе, давно и с успехом идущей в Театре им. Моссовета, — в которой те же актеры без устали рефлексируют и иронизируют над профессией, окружающими реалиями, некультурной средой, а главное, над собой. Это театральное происхождение и определяет как достоинства «Упражнений» — пулеметные очереди остроумных диалогов, камерность, вскрывающую похмельную затхлость гастрольной жизни, — так и их главный недостаток — сатира здесь получается куда убедительнее откровений. Речь идет о людях, склонных переигрывать не только на сцене, но и в жизни, — и когда каждая их исповедь снята крупным планом, пафос неминуемо перехлестывает.