Интервью: Андрей Заводюк
C чего начался спектакль?
Лет десять назад, в отпуске, мне попалась «Крейцерова соната» Толстого. И так бывает, что, читая, ты влюбляешься в материал. Правда, со временем часто остываешь. А тут, наоборот, с возрастом и жизненным опытом интерес только возрастал. Дело уже дошло до азарта. Хотелось честно посмотреть на отношения между мужчиной и женщиной. Можно ведь много говорить о романтике и чувствах, но за всем этим стоят труд, борьба, невероятные усилия — любовь не живет в пустоте. Когда я подошел с этой идеей к худруку Пушкинского театра Роману Козаку, он сказал: «Ох, ты рискуешь, парень» (смеется). Но мы решили рискнуть. А потом мы встретились с Александром Назаровым, режиссером, и я ему предложил этот материал. И, подумав, он согласился. Репетировали год!
Вас не смущала дидактичность Толстого? Это же совсем не сценический текст.
Знаете, для меня важно, что рассказанная здесь история очень живая. Видно, что Толстой сомневался, что в нем многое кипело. Только что утверждая одно, он тут же начинает себе противоречить — здесь нет ни указующего перста, ни всепоглощающей правоты и правды. Драматург Лена Исаева, я горжусь дружбой с ней, специально для меня три месяца летом писала инсценировку. Когда мы размышляли с режиссером над реализацией, то решили, что просто воплотить на сцене историю, где один муж убил одну жену, не совсем правильно и интересно. Текст Толстого может стать фундаментом для нащупывания чего-то более глубинного. Нам хотелось выявить некий архетип взаимоотношений между мужчиной и женщиной. И хотя изначально я думал о моноспектакле, ход работы требовал ввести еще одного персонажа. У режиссера даже возникла мысль о животном, но я сказал, что собаку, например, не переиграю никогда. В итоге теперь нас двое — со мной будет играть молодая актриса Театра им. Пушкина Ирина Петрова.
«Соната» — довольно страшное произведение о силе музыки. Пригодился ли вам опыт работы с «SounDrama»?
Да, и очень сильно. Кстати, воплощать наши музыкальные идеи помогал музыкальный руководитель «SounDrama» Александр Гусев. Были идеи пригласить живого музыканта, скрипача. Но у Толстого музыка важна не сама по себе, а то, как герой ее воспринимает. Открою тайну: некоторые фрагменты «Крейцеровой сонаты» Бетховена будут в спектакле напеваться. А как именно, пока секрет.
Почти одновременно с вами «Крейцерова соната» вышла в МХТ. Посмотрели?
К большому сожалению, я просто физически не успел: был занят репетициями у себя, к тому же мы еще репетируем с Владимиром Панковым «Свадьбу» Чехова в Минске, в Национальном театре им. Янки Купалы. Но, насколько я знаю, «Крейцерову сонату» собираются ставить также в Питере, в БДТ. Такие совпадения — а это чистейшее совпадение, мы не сговаривались и до последнего не знали о репетициях друг друга — меня не удивляют, а радуют. Материалу просто пришло время. Почему именно сейчас? Ну а что может быть важнее и современнее, чем отношения между мужчиной и женщиной? Вы знаете? Я — нет.