Москва настоящая
1. Никольская улица — от Красной до Лубянской площади
Забитая машинами улица приобрела наконец лоск: скамейки, фонари, цветочные вазы. Стали видны достопримечательности — Печатный Двор, колокольня Заиконоспасского монастыря, бывшее здание ресторана «Славянский базар» — теперь камерный оперный театр имени Покровского.
2. Большая Дмитровка — от Тверского проезда до Охотного Ряда
Не совсем пешеходная — в середине оставлена полоса для машин, похожая на беговую дорожку (узкая и залита крупнозернистым асфальтом). Контраст с улицей до реконструкции, когда пешеходы были вынуждены лавировать между припаркованными автомобилями, разительный. Тротуары расширены вдвое, стоянка машин запрещена.
3. Улица Кузнецкий Мост и пересекающая ее Рождественка
Эта зона вобрала в себя ранее закрытые для транспорта Камергерский и Столешников переулки — можно дойти пешком от Центрального телеграфа или от мэрии на Тверской до метро «Кузнецкий Мост». Пожалуй, самые благодарные обитатели — студенты архитектурного института, которым раньше приходилось с боем прорываться к зданию МАРХИ сквозь автомобильный хаос.
4. Крымская набережная (на фото)
Соединяет «Красный Октябрь», парк «Музеон» и Парк Горького. Кусок Европы в Москве: дизайнерские скамейки, «сухой» фонтан, велосипедные дорожки и подсвеченные лавочки под мостом.
5. Замоскворечье
Начинается от метро «Новокузнецкая», идет параллельно Пятницкой улице, продолжается в Климентовском переулке, выводит в Лаврушинский к зданию Третьяковской галереи. Дальше можно прогуляться через Лужков мост с Кадашевской на Болотную набережную, уставленную «свадебными» деревьями — конструкциями, куда молодожены вешают замки.
Читать также:
— Где еще появятся пешеходные зоны?
— Москва будущего
— Москва несбывшаяся
— Лучшие мобильные приложения о Москве
Где еще появятся пешеходные зоны?
В городе проложат еще несколько маршрутов для «безлошадных» граждан. Один из них пройдет прямо по Тверской — от Пушкинской площади до Охотного Ряда и Театрального проезда с выходом на Никольскую. Для этого планируется сузить проезжую часть на одну полосу, но это еще не решено: Департамент транспорта уверяет, «обсуждаются разные возможности». В любом случае проект будет вынесен на общественные слушания. Еще один пешеходный маршрут — от Лубянской площади через Моховую и Волхонку до метро «Кропоткинская». Комфортными для пешеходов должны стать Знаменка, Воздвиженка, Большая Лубянка и Сретенка. Самый длинный пешеходный маршрут за пределами исторического центра появится в районе Ленинского проспекта, соединив площадь Гагарина с Нескучным садом и на другом конце — с площадью Европы в районе Киевского вокзала.
Читать также:
— О новых пешеходных зонах в Москве
Что хотят москвичи?
Александр Кулиш, совладелец барбершопа Mr Right:
«Мне в Москве не хватает подземных стоянок — некуда поставить машину даже за деньги. Мне хотелось бы, чтобы Москва была как Лондон или Берлин, где вместо одного центра с главной площадью есть много самодостаточных центров с собственной культурой и инфраструктурой. Их жители не стремятся лишний раз выезжать за пределы собственной территории, потому что на ней есть все, что нужно».
Ольга Свиблова, директор московского «Мультимедиа Арт Музея»:
«В Москве, как и во всех мегаполисах, главная проблема — это пробки и парковки. Хочется налаженной системы городского транспорта и парковок».
Татьяна Рогоченко, владелица сети салонов Jean Louis David:
«Я хочу видеть Москву пешеходной. Чтобы она была такой же удобной, как Лондон и Париж. Здесь должно быть много скверов и парков, в которых можно отдохнуть, да и экологии не помешает. Хочется сделать тротуары удобными, сократить бесконечные стройки и перерытый асфальт».
Лев Рубинштейн, публицист:
«Нужно запретить сносить исторические постройки и убрать пробки. Пусть будет вменяемое руководство города, а главное — то, которое мы сами выберем. Надо заставить власть любить Москву — тогда и город станет другим».
Историческая справка
Ах, Арбат…
В середине двухтысячных едва не стал пешеходным Новый Арбат. В 2006 году Юрий Лужков подписал распоряжение о создании проекта его реконструкции. Автомобильное движение планировалось убрать в подземный тоннель, а на поверхности создать зеленый Арбатский бульвар. Весной того же года первый строитель Москвы Владимир Ресин заявлял: «Будут деньги — построим подземную дорогу с двухэтажными паркингами за два года…» Потом случился кризис, и от фантастической идеи подземной трассы, как и от многих других, пришлось отказаться.
«Золотое» кольцо
Пешеходные зоны — один из самых долгоиграющих городских проектов: идея впервые возникла еще в 1998 году. Правда, тогда проект «Золотое кольцо Москвы» считался инвестиционным. Под соусом создания туристической рекреационной зоны проектировалась тропинка от одного бизнес-центра к другому. На строительство ее должны были скинуться их будущие владельцы. Неудивительно, что проект быстро перешел в разряд тех, о которых много и с упоением говорили, но инвестора на реализацию никак не находилось. Сейчас пешеходные зоны строят на казенные деньги. Для примера: обустройство маршрута Столешников переулок — улица Рождественка обошось в 1,2 млрд рублей, Крымской набережной — 2 млрд рублей.