Прометей
Кажется, это тот случай, когда смотреть фильм уже необязательно – все самое интересное уже разыгралось вокруг его съемок. Стоило Ридли Скотту заикнуться, что он собирается снять новых «Чужих», как началось. В Сети стали один за другим появляться фальшивые синопсисы то ли сиквела, то ли приквела (потом выяснилось, что приквела). Все друг другу передавали при этом срочную новость о том, что сюжет фильма держится в строжайшем секрете. Компания «XX век Фокс» дежурно выпускала обтекаемые пресс-релизы: дескать, ждите, скоро-скоро все узнаете. Наконец, слухи, которые доносились со съемочной площадки, тоже звучали красиво: сценарием займется автор Lost’a Дэймон Линделоф, спецэффекты будет делать их создатель для оригинальных «Чужих» Ганс Рудольф Гигер. В общем, совершенная детехтива, как говорил Асисяй.
На деле же вся эта суета оказывается лишней шелухой. Забавой для тех, кто жить не может без «Чужих» и кому особенно важно, чтобы «Прометей» был их прямым потомком. Они, кстати, окажутся аутсайдерами – но об этом потом. Для всех остальных же, которых большинство, «Прометей» – фантастический фильм, снятый мастером жанра, без которого эпопей про гадов и космос просто не было бы. Причем мастером, очень давно не возвращавшемся к своему фирменному делу. И вот теперь вернувшимся.
Все правда: особенной прямой связи «Прометея» с «Чужими» нет – фанаты скоттовской саги могут расходиться. Если использовать музыкальные аллюзии – это не триумфальный камбек для чеса по миру, а попытка – удачная, кстати – исполнить новые песни, отдаленно напоминающие старые хиты. По сюжету, который теперь уже не имеет смысла держать в секрете, экспедиция в Африке натыкается на следы внеземных цивилизаций, давших начало истории землян. После чего отправляется в космическую одиссею, в процессе которой обнаруживает, что те, кто, по их версии, создал земную цивилизацию, теперь собираются положить ей конец.
Конечно, после такого пересказа хочется как-то его соотнести с позицией самого Скотта: дескать, я породил фантастическое кино про тварей, я его и убью. Но никаким финалом истории любимого жанра тут и не пахнет. Скорее это все отдает новой жизнью.
Новое тут и правда все или почти все. Состав актеров более чем актуальный: шведка Нуми Рапас, которая Лисбет Саландер из шведской версии «Миллениума», Майкл Фассбендер и Гай Пирс. Связь с «Чужими» – минимальная, доступная глазу разве что совсем уж безумного фаната. В том, как это сделано, тоже никакой особой преемственности. Никакого Вангелиса за кадром, никаких аналоговых штучек. И если объяснить фанату «Чужих», зачем ему стоит смотреть «Прометея», трудно, то с остальными все проще. Просто чтобы научиться тому, как надо относиться к собственному богатому прошлому. Просто как к опыту – полезному, конечно, но, как факт, ушедшему в небытие.