Джон Картер
Испесоченный, медленно умирающий Марс. Веками враждующие местные цивилизации и племена четырехметровых зеленокожих варваров. Похищения принцесс, гладиаторские бои с участием гигантских белых обезьян и полеты над красной планетой. И посреди всего этого – идеальный представитель человечества, бывший капитан конфедератов, искавший золото, а нашедший дорогу на Марс. В общем, неудивительно, что когда Эдгару Райсу Берроузу в начале тридцатых предложили экранизировать один из романов о Джоне Картере, король приключенческого палпа согласился только на анимационную версию. Игровое кино того времени, по мнению писателя, не было технически готово к воплощению его размашистых марсианских хроник. Тем ироничнее ухмылка истории – первая серьезная экранизация «Джона Картера» выходит, когда в кино можно убедительно изобразить что угодно, вот только снял ее один из лучших аниматоров планеты.
Эндрю Стэнтон известен миру как второй мультипликатор, когда-то принятый в штат Pixar, человек, придумавший «Историю игрушек» и снявший «ВАЛЛ-И», – но когда его спрашивают, почему он вдруг взялся за кино игровое, он только удивленно пожимает плечами. «Слушайте, это же мечта – работать с живыми актерами, причем какими! После «ВАЛЛ-И» мне дали карт-бланш, я мог выбрать на роли буквально кого угодно. Пришлось даже принимать некоторые тяжелые решения – я, например, отказал Фассбендеру. Но все равно это счастье. Я ведь сам всегда мечтал быть актером, но никак не решался – честно говоря, просто не вынес бы, если столь любимая мной профессия меня бы отвергла. А потом все, слава богу, выгорело с анимацией». «Джон Картер» и правда напоминает кино человека, который провел день в очереди, чтобы ворваться в Лувр за час до закрытия – вот плоские берроузовские герои ведут войну не только с миром, но и с собой, вот в кадр торжественно впускают тех самых обезьян, вот на втором плане разыгрывают маленькие геополитические драмы выдающиеся характерные актеры Стронг и Уэст.
«Джон Картер» по-хорошему старомодный, основательный фильм – и это при том, что первоисточник, напротив, глубиной не отличался. Если спросить Стэнтона, что было самым сложным в переключении с анимации на игровое кино, то он вдруг вновь начнет кивать на Берроуза. «Сложнее всего было забыть о своей привязанности к книге. Когда ты влюблен в персонажей, тебе сложно заметить, какие нужно внести коррективы, что исправить. Поэтому я перечитал книгу, выписал те моменты, имена, места и события, что подходили фильму, а потом мы уже опирались только на этот список и придумывали собственную историю. К счастью, у нас была полная свобода обращения с книгой». Главное отличие Картера экранного от литературного? «Честно говоря, Картер в книге очень скучный: «Я хороший парень, я всех спасу!» Это ведь скука смертная! Я же хотел показать человека страдающего, жаждущего перемен – и вынужденного сражаться, чтобы измениться. Мой Джон Картер – человек, сколь благородный, столь и обиженный жизнью». В сущности, так и есть – и играющий Картера Тейлор Китч, понятно, в меру сил, изображает внутренние муки героя. Не его, впрочем, вина, что за маршем марсианских полков и протоаватаровскими войнами миров (Кэмерон, к слову, не раз признавался в любви к Берроузу) их можно и не заметить. Да и нужно ли?