«Выставки встретят людей в торговых центрах и парках»
— Объясните по-простому, что такое ОВЗ и что за лозунг «децентрализация культуры»?
— Очень просто, объединение «Выставочные залы Москвы» — это парадоксальный инструмент децентрализации. Смотрите, в Москве больше двадцати пяти выставочных залов, история которых восходит к 80-м — началу 90-х годов. Кто об этом знает? Сейчас 19 из них становятся единой структурой. Группа, состоящая из маститых и молодых кураторов, начинает вместе с сотрудниками залов формировать новые планы.
Уже сейчас (когда непростой процесс объединения в разгаре) в нескольких залах — «На Песчаной», «Ходынка», «Замоскворечье», «Ростокино» — открылись осторожные малогабаритные стартовые проекты. Во-первых — «Люди на местах», затея Кати Изместьевой. Фотографы и журналисты ходили по округе и спрашивали людей, какое место в районе для них главное и почему, что с ним связано. Человек рассказывал, они шли на это самое место, находили там следующего человека и задавали ему такой же вопрос. Тот уже называл другое место и рассказывал свою историю. Так сложилась условная география окружающей местности с разными человеческими историями и очень хорошими фотографиями.
Во-вторых, любопытный проект Марии Ковалевской «Проблемы белых стен». Герои рассказывают, как и почему они приобрели первое произведение искусства в свою квартиру. Зрители могут рекомендовать начинающим коллекционерам произведения из подборки, которая представлена тут же… И, наконец, Владимир Архипов, художник и коллекционер, представляет выставку «Предмет удивления». Это собираемые им народные самодельные вещи (я их называю «вынужденный дизайн»), которые сопровождаются рассказами людей, их создавших. В каждом выставочном зале — один предмет и рассказ про него.
— Мы помним эти районные выставочные залы. Они сегодня выглядят очень архаично.
— Постепенно залы обновятся изнутри и снаружи. А сейчас мы провели конкурс, участники которого придумывали, какими могут стать окна и входы, как сделать «интерфейс» выставочных залов более дружелюбным. Ведь сейчас окна многих залов забраны решетками, а не слишком отремонтированные ступеньки ведут к черным железным дверям.
— Когда-то это публике не мешало. Многие известные галереи располагались в подвалах и крошечных закутках…
— Это правда, но это же вопрос времени, места расположения и публики. Люди, готовые воспринимать искусство, с удовольствием будут искать в центре тот самый подвал, у них свой, широкий культурный контекст. А большинство — это люди, которые каждый день ходят по двору и не знают, что у них там выставочный зал, или знают, но считают, что «это не мое» — этот пункт отсутствует в их привычном маршруте «дом – школа – магазин – работа – поликлиника». Такого посетителя надо увлекать и вовлекать. Поэтому будут меняться интерьеры, будет wi-fi и новый для выставочных залов стандарт комфорта, превращающий его в «третье место», чтобы человек мог просто прийти в зал посидеть, выпить чашку кофе и съесть экологичный бутерброд.
— Как люди будут узнавать о том, что происходит на местности?
— Есть еще один проект, исследовательский — «Округа. Культурный путеводитель». Тоже работающий на идею децентрализации культуры. Мы пытаемся сделать срез культурного процесса каждого округа — стационарный и событийный. В основе — карта, на которую наносятся постоянные источники «порождения культуры». Вот музеи и галереи с выставками, вот — библиотеки, которые работают с книгами и новыми активностями, вот — художественные и музыкальные школы, вот — памятник, вот — стена, расписанная граффитистами.
Помимо карты создается афиша с подборкой текущих событий по округам, затем появятся плакаты, листовки и, главное, разнообразные выставочные модули. Выставки будут выходить в город, встречать людей в оранжереях, торговых центрах, парках. И в проекте «Округа. Культурный путеводитель», и в работе с выставочными залами главным неумением людей культуры является тесная, многоуровневая и многообразная работа с теми, кто живет в соседних домах, кто проводит большую часть досуга в магазинах и не догадывается, что слова «творить» и «расти» — это почти что одно и то же.
— Работать так у нас пока мало кто умеет…
— Абсолютно так. Нет ни традиции, ни механизмов и больше снобизма, чем желания работать с «чужими». С интеллектуальной-то элитой куда проще. Собственно говоря, культуры для всех все равно не бывает. Наша функция — уплотнять культурное состояние среды. И давать людям возможность «прочитывать себя через культуру», как сказал философ Мераб Мамардашвили, и таким образом расти. То есть не обязательно ехать час в центр, чтобы оказаться свидетелем искусства. Можно стать участником культуры «здесь и сейчас». Это миссия номер один.
Фото Марка Боярского