Главные альбомы 2013 года
1. Disclosure — «Settle»
Абсолютные новички, которых еще недавно в силу юного возраста не пускали в клубы, записали главный танцевальный альбом года и уже объездили с гастролями земной шар. Вообще говоря, ничего нового в этом нет: хаус 90-х и uk garage, вокальные семплы и припевы придумали не Disclosure. Но только у них все компоненты настолько точно подогнаны друг к другу, что автоматически превращает альбом «Settle» в сборник стопроцентных хитов, динамит для танцполов и неиссякающий источник эйфории. Не ясно, что им делать дальше, второй раз такой трюк не провернуть. Но это будет потом, а пока — танцуем.
2. Arctic Monkeys — «AM»
Английская группа Arctic Monkleys — по факту давно уже калифорнийская. Смена места прописки повлияла на то, как они выглядят (когда-то гопники «на фреде перри», теперь джентльмены в шикарных костюмах) и как звучат. Самый американский альбом группы Алекса Тернера получился одновременно мелодичным и драйвовым, абсолютно цельным и неожиданно лучшим в их истории. Риффы стали тяжелее, а моджо Алекса таково, словно сразу после концерта он намерен трахнуть по меньшей мере половину слушательниц. Каким-то образом все выстраивается в чертовски убедительную картину альбома «AM». Существует тысяча причин, чтобы променять Шеффилд на Лос-Анджелес, но Arctic Monkeys, кажется, только что сформулировали тысяча первую.
3. Джеймс Блейк — «Overgrown»
Название альбома воспринимать буквально не нужно, но то, что Джеймс существенно вырос, сразу бросается в глаза. Британский юноша-пианист, некогда известный как обладатель самого чувственного голоса (и физиономии) в жанре дабстеп, выпустил такой второй альбом, что любые жанровые привязки отсечены навсегда. Более того, отныне про подоб- ную музыку будут говорить: «как у Джеймса Блейка». Подобную — означает драматичную и размеренную, где хрустальная тишина чередуется с нервными раскатами пульсирующего баса, а голос Джеймса, все такой же чувственный, взлетает куда-то в поднебесье.
4. Daft Punk — «Random Access Memories»
У каждого из нас есть хотя бы один знакомый поклонник Daft Punk, который был расстроен диско-альбомом французского дуэта. Но давайте смотреть правде в глаза: людей, которым понравился «Random Access Memories», намного больше. В первую очередь, дело в композиции «Get Lucky», которая звучала в клубах, барах и фитнес-центрах и по степени народной любви уступила только песне «Боже, какой мужчина». Но в том и фокус, что к ней одной альбом не сводится. «Get Lucky» вообще не самый сильный трек на этой романтичной и ностальгической пластинке.
5. Канье Уэст — «Yeezus»
Канье не прекращает бросать самому себе все новые и новые вызовы. И если его предыдущий альбом был масштабной, эпической и совершенно роскошной работой, то теперь мистер Уэст круто поворачивает руль в направлении минимализма и концептуализма, в направлении сырого и грязного звучания. Канье записывает альбом с элитной командой саунд-продюсеров разных поколений, от Рика Рубина и Daft Punk до Hudson Mohawke и Gesaffelstein, и заявляет, что он вдохновлен архитектурой Ле Корбюзье. Он бьет рекорд по числу нарушенных правил, не издает синглы, бойкотирует радио, снимает крайне авангардные клипы и верит, что он не столько рэпер и музыкант, сколько artist. Даже по меркам экстравагантного Канье «Yeezus» — очень экстравагантный альбом. А у хип-хопа, кажется, появился свой Энди Уорхол.
6. Atoms For Peace — «Amok»
Супергруппа Atoms For Peace затевалась как студийный проект. Фронтмен Radiohead Том Йорк и бессменный саунд-продюсер группы Найджел Годрич стали его инициаторами. А записать «Amok» помогали профессионалы уровня Фли, в обычное время играющего на бас-гитаре в Red Hot Chili Peppers. В Atoms For Peace сошлись давно не являющийся секретом интерес Тома Йорка к новой электронике и его более привычная рок-составляющая. Альбом очень хорош, но еще лучше живые концерты. Потому что Том Йорк и Фли на одной сцене — это рецепт счастья.
7. Джастин Тимберлейк — «The 20/20 Experience»
Про Джастина мы за последние несколько лет привыкли думать, что его время немного в прошлом и что ему интереснее кино. Конкуренты тоже не сидели на месте: даже восторжествовало мнение, что теперь на поле R&B игра пойдет по правилам нового поколения — речь о Фрэнке Оушене, артисте The Weeknd и иже с ними. Но Тимберлейк вернулся и разбил эти умопостроения: убийственной мощи поп-альбом, лучшая R&B-пластинка года, конкуренты садятся и записывают, а люди разумные заранее запасаются билетами на его весенние концерты в России.
8. Arcade Fire — «Reflektor»
На бумаге сюжет «печальная канадская группа, играющая ботанический инди-рок, внезапно записывает диско-альбом» выглядит одним из самых скучных на свете. На деле получаем совершенно захватывающее аудиоприключение. Вроде бы и диско здесь, и фирменная меланхолия никуда не делась, но Arcade Fire в очередной раз посмотрели на привычные вещи под новым углом и добавили что-то абсолютно неожиданное: ритуалы вуду, черные, как смола, ночи Гаити, уханье шаманских барабанов и бесконечный карнавал.
9. Vampire Weekend — «Modern Vampires of the City»
Группа из Бруклина, играющая ироничный интеллигентский инди-рок, увлекающаяся афробитом и рифмующая орчату с балаклавой, записала свою лучшую пластинку. Для этого ей не понадобилось прыгать выше головы. Просто когда ты работаешь группой Vampire Weekend уже семь лет, то однажды оттачиваешь стиль до превосходного блеска, отказываешься от лишнего (мы имеем в виду афробит, конечно же) и выпускаешь превосходную во всех отношениях запись.
10. The National — «Trouble Will Find Me»
Благородная мужская печаль льется из этих колонок полтора десятка лет, а баритон Мэтта Бэрринджера словно специально создан для того, чтобы петь бесстрастные песни о беспросветной печали да озвучивать гимны жестокого феодального дома Ланистеров в кровопролитном сериале «Игра престолов», главная мысль которого заключена в том, что все умрут, и некоторые — уже очень скоро. «Trouble Will Find Me» — образцовый альбом The National, квинтэссенция их стиля.