Упорно. Краткий словарь порноиндустрии | Кино | Time Out

Упорно. Краткий словарь порноиндустрии

  18 апреля 2005
7 мин
Упорно. Краткий словарь порноиндустрии
Time Out Москва составил мини-словарь «взрослого кино».


БЕРТОЛУЧЧИ, БЕРНАРДО
Великий европейский режиссер-эротоман, человек, которого звезда «Глубокой глотки» Линда Лавлейс ненавидела едва ли не больше, чем своего мужа-сутенера. Причина антипатии — «Последнее танго в Париже», один из самых важных фильмов 70-х, вышедший на экраны почти одновременно с «Глубокой глоткой». «Танго» оспаривало у «Глотки» право называться главным документом сексуальной революции: Бертолуччи снял любовную драму как хронику совокуплений (в том числе и анальных) уже довольно грузного Марлона Брандо и Марии Шнайдер. Несмотря на свой зрелый возраст (65 лет), Бертолуччи до сих пор продолжает снимать высокохудожественное кино про анальный секс и гениталии.
Бернардо Бертолуччи

БРАУН, ЛАССЕ
Жил в Голландии, носил шведский псевдоним, но на самом деле был итальянцем (настоящее имя — Альберт Ферро). В одиночку организовал европейский порнотрафик 60-х. Знал пять европейских языков, был сыном итальянского дипломата, аккредитованного в Австрии, сам обладал дипломатической неприкосновенностью и имел юридическое образование — то есть мог выкрутиться из любой переделки.

В порнобизнес попал благодаря случайности: брат одной из его миланских подружек был задержан в аэропорту Генуи с тремя кофрами порнографии, приобретенной в Монте-Карло. Используя свой юридический талант, Браун спас парня от суда — а заодно и разузнал все секретные явки. Кроме съемок и распространения качественного порно, Лассе Браун пытался играть в политику — через знакомых в социал-демократической партии лоббировал легализацию порно в Дании. Все получилось.

ДОМАШНЕЕ ПОРНО
Любительские записи коитусов — относительно новая мода в порнобизнесе, появившаяся одновременно с бытовыми видеокамерами. Несмотря на название, распространяется вполне профессионально и контролируется серьезными итальянскими парнями (см. Мафия). Жанр создан в 1983-м компанией Homegrown Video, сумевшей наладить международную сеть сбора свингерских кассет.

ГЕББЕЛЬС, ЙОЗЕФ
Министр пропаганды Третьего рейха. Использовал сфабрикованные порноматериалы для устранения политических противников, а также для пополнения национального бюджета: к примеру, после оккупации Польши нацисты тут же централизованно обеспечили все книжные лавки немецкой порнографией.

МАЙЕР, РАСС
Американский кинорежиссер, все фильмы которого вполне можно описать одним словом — «сиськи». Сначала Майер работал фотографом в «Playboy», потом начал делать своеобразные киноверсии этого журнала. Расс колесил по Штатам, разыскивая женщин с невероятными бюстами, а потом снимал их в уморительных раблезианско-феллиниевских комедиях со стрельбой и опереточным насилием. Никогда не влезая в настоящее жесткое порно, заработал кучу денег. Самым успешным произведением Майера были «Стервы» (1968): снятый за 72 тысячи долларов фильм собрал 10 миллионов.
Расс Майер

МАФИЯ
Те, кому все это выгодно. Если европейское порно благодаря либеральности законов скандинавских стран считалось свободной зоной, отданной на откуп авантюристам-одиночкам, то в Америке кино для взрослых с самого начала было семейным бизнесом Штурманов и Коломбо.

Рубен Штурман, дедушка американского порно, начал свой бизнес после Второй мировой войны, уйдя в отставку из воздушно-десантных войск. Сперва Рубен торговал комиксами вразнос, потом начал печатать собственную эротическую газетку и открыл сеть магазинчиков. К концу 60-х он стал одним из самых крупных распространителей взрослой продукции в Штатах. В 70-х владел 200 книжными и несколькими медиакомпаниями. Выросший в трущобах Штурман был падок на громкие имена, поэтому его конторы назывались солидно: «Королевские новости», «Благородные новости» или даже «Червонные новости». «Дядя» Рубен был скромен и избегал славы — на публике появлялся редко и только в маске. Свой бизнес вел в тесном сотрудничестве с «Коза Нострой» и, по утверждению знающих людей, был не просто гигантом порноиндустрии, но самой этой индустрией.

Итальянская мафия открыла для себя новый бизнес в конце 60-х. Тогда клан Коломбо установил платные просмотровые кабинки в секс-шопах на Таймс-сквер и стал закупать кино для этих прибыльных аттракционов. Очень скоро Коломбо занялись порно всерьез: «семья» построила собственный заводик по изготовлению кинокопий. Свежая продукция продавалась с грузовичков, припаркованных в укромных переулках (в 70-х в таких машинах будут устраиваться передвижные бордели), в ресторанах, на мясных рынках и даже в кондитерских! Затем клан стал курировать работу порнокинотеатров — специальные люди сидели рядом с кассиром и забирали свою долю выручки (именно так все фантастические сборы «Глубокой глотки» попали в итальянские карманы).
Арест одного из участников «Коза Ностра»


ПИНКУ
Искаженное английское «pink», японское название софт-порно. Долгое время японское порно росло в глубоком подполье, перебиваясь с хлеба на воду в душной атмосфере маленьких подвальных залов в злачных районах Токио (подробности жизни японских порнографов см. в «Порнографах» Сохея Имамуры). Нарыв вскрылся в 1964-м, когда полиция, готовившая город к Олимпиаде, увидела масштабы позорного явления. Возмущенные статьи в центральных газетах имели обратный эффект — первые японские независимые режиссеры тут же стали использовать сеть маленьких порнокинотеатров для проката своих фильмов, а многие даже начали расчетливо приправлять свои арт-хаусные эксперименты голыми девушками. Пик скандалов пришелся на 1965-й, когда в одну из внеконкурсных программ Берлинского кинофестиваля попал фильм Коджи Вакаматцу «Секреты за стенами», не получивший прокатного удостоверения в Японии. Японцы подали ноту протеста, немцы заинтересовались скандальным фильмом и нашли его крайне любопытным. Спустя примерно 4 года все три японские студии-мейджора — Никкацу, Тоэй и Сётику — переключились на съемки порно для местного и европейского рынков.

СТЭГ
Общее обозначение любых зрелищ, предназначающихся для мужской аудитории — от ярмарочного пип-шоу до показа любительского порноролика в салоне какой-нибудь «мадам». Термин имел широкое хождение до Второй мировой, потом его сменило честное слово «порно». Довоенные стэг-фильмы обычно были очень короткими, 12-минутными. Спонтанность происходящего в кадре всячески подчеркивалась безалаберностью режиссуры — в кадр то и дело попадали руки и ноги осветителей, а актеры не стеснялись обращаться с вопросами к режиссеру прямо во время съемки единственного дубля. Американские фильмы вдобавок отличались одной мерзкой деталью: исполнители мужских ролей здесь всегда были одеты в черные носки — два на ногах, один — на голове.

ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЛЬМЫ
Эвфемизм, до 30-х годов прошлого века обозначавший порно. На самом деле французские «режиссеры» хотя и придумали все основные сюжетные схемы жанра порно, но очень скоро упустили инициативу — с 30-х по 50-е основным производителем фильмов для мужчин стали Штаты (см. Стэг). Послевоенное возрождение французской порноиндустрии произошло очень поздно — генерал де Голль боролся с непристойными фильмами так же жестоко, как и с алжирскими террористами. Первый французский хардкор-фильм был снят только в 1972-м, в Марселе, городе моряков и иммигрантов. Вся остальная страна предпочитала нежное кино — недаром все французские режиссеры сексхорроров (чисто французское изобретение) 70-х вроде Джесса Франко или Клода Мюло в конце концов переключились на чистую эротику. А самой прибыльной картиной в истории галльского кино стала относительно невинная «Эммануэль». Французам принадлежит и еще одно оригинальное ноу-хау: не спросясь режиссеров, вставлять хардкор-сцены в софт-порно. Обычно к фильмам типа «Эммануэль» или «История О» локальные прокатчики получали набор непристойных эпизодов, которые они могли самостоятельно подмонтировать к фильму. В начале 70-х такие «конструкторы» вполне легально продавались на Каннском кинорынке.
Французское порно. Режиссер неизвестен

ХАСТЛЕР
Самый популярный порножурнал. Открыт в июне 1974 года Ларри Флинтом (детали см. в фильме Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта»). В отличие от «Плейбоя» и «Пентхауса» публиковал фотографии женских гениталий — девушки тут раздвигали ноги в три раза шире, чем в журналах-конкурентах. Ввел моду на «соседских девушек» — Флинту было лень разыскивать грудастых блондинок, и он ангажировал на съемки кого ни попадя. Через год после выхода первого номера тираж «Хастлера» превысил тираж «Эсквайра» — самого читаемого приличного журнала для мужчин.
Ларри Флинт

ЭКСТАЗ
Самый скандальный европейский фильм 30-х, беспрецедентный по тем временам случай обнаженки ради искусства. Снят чехом Густавом Махаты в 1933-м, знаменит не только продолжительными эпизодами с обнаженной актрисой Хеди Ламар, но и довольно смелым сюжетом — неудовлетворенная мужем-импотентом девушка убегает в леса, где встречает пастушка и наконец-то испытывает с ним «экстаз». Впрочем, на съемочной площадке все происходило предельно антиэротично: чтобы получить гримасу «высшего наслаждения», изобретательный Махаты колол актрису булавкой. К сожалению, фильм не совершил сексуальной революции в киноискусстве. Зато помог девице Ламар выйти замуж за американского миллионера.
Кадр из фильма «Экстаз»