Королевство полной луны
«Королевство полной луны» начинается с панорамы персонажей, населяющих пригородный дом в Новой Англии конца 1960-х. И эффект от этой панорамы – как будто разглядываешь кукольный домик, периодически останавливаясь на фигурках пупсов, только чтобы полюбоваться на них лишний раз. Что зрителю, собственно, и предлагается сделать.
У нового, открывавшего в этом году Каннский фестиваль фильма Уэса Андерсона – знакомая интонация (за нее режиссера и любят): инфантилизм, меланхолия, бастеркитоновский юмор. В этом смысле «Королевство» – бенефис режиссера, в котором от него не ничего нового и не требуется. Андерсон не подводит – герои, как всегда, вроде смешные, а вроде и сопереживать им не стыдно. Вроде ретро – действие развивается в конце 1960-х – а вроде и просто ностальгия по времени, когда все было красивым и любовь правила миром.
Все как всегда, но по сравнению с предыдущими работами Андерсона «Королевство» – картина, пожалуй, более свободная, легкая и одухотворенная. Отличающаяся и от пресловутых «Тененбаумов», и от закрепившего режиссера в статусе хипстерского бога «Дарджилинга» – которые по сравнению с ней кажутся если не жестокими, то уж точно мрачными. Дело, наверное, в том, что «Королевство» – не только самая романтичная картина в андерсоновской фильмографии, но и самая честная. Главные герои здесь – не переростки, навсегда застрявшие в возрасте пятиклашки, а самые натуральные дети. Пара 12-летних подростков, которые сбегают на закате из скаутского лагеря, чтобы отправиться в путешествие по лесам и горам. «Взрослые дети» появляются позже, но когда появляются – глаз от этой галереи персонажей не оторвать: родители девочки (Билл Мюррей, Фрэнсис Макдорманд) – выразительно-эксцентричные юристы, даже куда более инфантильные, чем их чадо (мамаша, скажем, созывает всех к обеду при помощи громкоговорителя). Брюс Уиллис в роли простодушного провинциального копа. Тильда Суинтон в униформе социального работника. Эдвард Нортон в образе бесстрашного скаута.
Как и любой бенефис, «Королевство» показывает андерсоновский почерк предельно ясно. Конечно, это американское кино, но с ощутимым влиянием новой волны (шестидесятые годы, побег из «взрослого мира» – кто-то из поклонников режиссера даже отважился обозвать «Королевство» детской версией «Безумного Пьеро»). И, конечно, фамилии зря не даются – Андерсон и вправду сказочник, хотя и любит детей, похоже, больше своего датского тезки. Для них тут тоже, кстати, радостей горстка-другая наберется: все-таки приятно почувствовать себя умнее любого взрослого. Так что «Королевство» – не только счастье для зрителей, которые уже состоят в полку поклонников режиссера, но и неплохая акция по вербовке в этот полк.